• Научная статья
  • 31 августа 2022
  • Открытый доступ

Приёмы речевого воздействия в заголовках сетевых медиатекстов британской качественной прессы

Аннотация

Цель исследования - определить приёмы речевого воздействия, использующиеся в заголовках сетевых медиатекстов британской качественной прессы. В этой связи в статье уточняется понятие речевого воздействия применительно к заголовку сетевого медиатекста, рассматриваются способы речевого воздействия в заголовке, проявляющиеся на формальном и содержательном уровнях, на основе анализа практического материала заголовков сетевых англоязычных медиатекстов выделяются типичные приёмы речевого воздействия на языковом уровне. Научная новизна заключается в том, что типология приемов речевого воздействия, разработанная в рамках политической лингвистики, впервые применяется к материалу заголовков британской сетевой качественной прессы. В результате исследования заголовков изданий “The Independent” и “The Telegraph” выявляются стандартные приёмы речевого воздействия, направленные на обеспечение прагматически-ориентированной интерпретации заголовка адресантом.

Источники

  1. Беляевская Е. Г. Медийный дискурс: когнитивные модели интерпретации события (на материале английского языка) // Вопросы когнитивной лингвистики. 2015. № 3 (044).
  2. Борисова Е. Г. Дискурс в динамике: изменения в структуре политического дискурса как предмет дискурсологии // Текст: дискурсивное проявление и коммуникативная практика: сборник научных статей / под ред. Е. Г. Таревой. М.: МГПУ, 2017.
  3. Варзапова В. Ю. Заголовок англоязычного медиатекста как объект лингвосемиотического исследования (на материале заголовков сетевых версий изданий The Telegraph и The Independent): дисс. … к. филол. н. Хабаровск, 2020.
  4. Делягин М. Г. Драйв человечества. Глобализация и мировой кризис. М.: Вече, 2008.
  5. Желтухина М. Р. Специфика речевого воздействия тропов в языке СМИ: дисс. … д. филол. н. М., 2004.
  6. Карасик В. И. Язык социального статуса. Волгоград: Перемена, 2002.
  7. Лащук О. Р. Рерайтинг новостных сообщений в России (2000-2013 гг.): дисс. … д. филол. н. М., 2014.
  8. Лебон Г. Психология масс. СПб.: Питер, 2016.
  9. Чернявская В. Е. Дискурс власти и власть дискурса: проблемы речевого воздействия: учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2006.
  10. Чудинов А. П. Метафорическая мозаика в современной политической коммуникации. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2003.
  11. The Independent. 2022. URL: https://www.independent.co.uk/
  12. The Telegraph. 2022. URL: https://www.telegraph.co.uk/

Информация об авторах

Варзапова Виктория Юрьевна

к. филол. н.

Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 15 июля 2022.
  • Опубликована: 31 августа 2022.

Ключевые слова

  • сетевой медиатекст
  • заголовок
  • речевое воздействие
  • online media text
  • headline
  • speech influence

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)