• Научная статья
  • 31 августа 2022
  • Открытый доступ

Невладение приемами и средствами медиации как педагогический дефицит в методике преподавания иностранного языка

Аннотация

Цель исследования - выявить психолингвистические аспекты медиации в методике преподавания иностранного языка. В статье даётся методологическое обоснование подхода к характеристике отсутствия медиативных компетенций как педагогического дефицита преподавателя иностранного языка, приводится краткий дефиниционный анализ понятия «медиация» и подходов к его трактовке, обосновывается психолингвистический подход к рассмотрению медиации, приводятся примеры необходимости медиативных компетенций. Научная новизна исследования заключается в трактовке невладения приемами и средствами медиации как педагогического дефицита преподавателя, восполнение которого позволяет преодолевать разного рода проблемы смыслового восприятия обучающимся учебных речевых сообщений на иностранном языке. В качестве методического обоснования предложен психолингвистический подход, а именно теория речевой деятельности. Результатом анализа стало выделение теоретико-методологической основы исследования медиации как специфических учебных речевых действий педагога по созданию оптимальных условий для понимания.

Источники

  1. Амонашвили Ш. А., Амонашвили П. Ш. Развитие личности ребенка и достижение высоких результатов в осуществлении образовательных стандартов на основах гуманной педагогики. М.: Первое сентября, 2017.
  2. Зильберт Б. А. Социопсихолингвистическое исследование текстов радио, телевидения, газеты. Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 1986.
  3. Зимняя И. А. Смысловое восприятие речевого сообщения // Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации) / отв. ред. Т. М. Дридзе, А. А. Леонтьев. М.: Наука, 1976.
  4. Косарева Т. Б. Обучение студентов-юристов лингвокультурной медиации. 2011. URL: https://new-disser.ru/_avtoreferats/01005109652.pdf
  5. Ланкина О. Ю. Содержание понятия «медиация» в обучении иностранным языкам // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. Педагогика. 2018. № 2.
  6. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1997.
  7. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл; Академия, 2005.
  8. Мыскин С. В. Интерпретационные характеристики креолизованного учебного текста. 2021. URL: https://psycholinguistic.ru/elektronii-naychnii-shynal/rybriki/eksperimentalnie-issledovaniya/interpretaczionnye-harakteristiki-kreolizovannogo-uchebnogo-teksta
  9. Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации): Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ (ред. от 26.07.2019). URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/31539
  10. Сафонова В. В. Лингвокультурная медиация как стратегическое общеевропейское направление в развитии современного языкового образования // Язык. Культура. Перевод. Коммуникация: сб. науч. тр. М., 2017. Вып. 2.
  11. Соснова М. Л. Креативные приёмы конструирования сознания // Вопросы психолингвистики. 2008. № 7.
  12. Тарасов Е. Ф. Деятельностный и коммуникативный подход к анализу речевых действий // Российская психолингвистика: итоги и перспективы: мат. XX Междунар. симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации (г. Москва, 27-28 мая 2022 г.). М., 2022.
  13. Тарасов Е. Ф. Онтологические предпосылки теории речевого общения // Вопросы психолингвистики. 2017. № 2 (32).
  14. Garzone G., Rudvin M. Domain-Specific English and Language Mediation in Professional and Institutional Settings. Milan: Arcipelago, 2003.
  15. Taft R. The Role and Personality of the Mediator // The Mediating Person: Bridges between Cultures / ed. by S. Bochner. Cambridge: Schenkman, 1981.
  16. Zarate G., Gohard-Radenkovic A., Lussier D., Penz H. Cultural Mediation in Language Learning and Teaching / European Centre for Modern Languages; Council of Europe. Kapfenberg, 2004.

Информация об авторах

Абрамова Екатерина Алексеевна

Московский городской педагогический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 16 июля 2022.
  • Опубликована: 31 августа 2022.

Ключевые слова

  • медиация
  • педагогический дефицит
  • психолингвистика
  • теория речевой деятельности
  • учебное речевое действие
  • mediation
  • pedagogical deficit
  • psycholinguistics
  • theory of speech activity
  • educational speech action

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)