• Научная статья
  • 31 августа 2022
  • Открытый доступ

Экспериментальное исследование ошибок произношения русских гласных у китайских студентов

Аннотация

Цель исследования - выявить устойчивые типичные фонетические ошибки китайских обучающихся при произношении русских гласных. В статье проанализировано более 300 экспериментальных произносительных материалов и показано, что фонетические ошибки имеют прямую связь со степенью открывания рта и положением языка. Научная новизна работы заключается в объективной оценке ошибок произношения и визуализации отклонений от произносительной нормы с помощью программы Praat. Полученные результаты показали, что фонетические ошибки китайских обучающихся при произношении русских гласных в основном касаются звуков [о], [у], [ы], [э]. Для их исправления необходимо корректировать степень открывания рта и положение языка в процессе обучения русскому как иностранному (РКИ) в китайской аудитории.

Источники

  1. Алексиева Т. И., Раденкова Е. К. Фонетический аспект в обучении болгарских студентов-русистов // Русский язык за рубежом. 2010. № 4.
  2. Брызгунова Е. А. Звуки и интонация русской речи. М.: Русский язык, 1983.
  3. Брызгунова Е. А. Практическая фонетика и интонация русского языка: пособие для преподавателей, занимающихся с иностранцами. М.: Изд-во Московского университета, 1963.
  4. Валипур А., Джамалзад М. Экспериментальное исследование особенностей произношения русских щелевых согласных при обучении иранских студентов // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. 2020. № 2.
  5. Капарушкина Д. И. Экспериментальное исследование произношения русских взрывных согласных в корейской аудитории // Вестник РУДН. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2014. № 3.
  6. Капитонова Т. И., Московкин Л. В. Методика обучения русскому языку как иностранному на этапе предвузовской подготовки. М.: Златоуст, 2015.
  7. Конопкина Е. С., Шкурат Л. С. От звука к слову: вводный фонетико-грамматический курс русского языка для иностранцев. М.: Русский язык. Курсы, 2017.
  8. Лузикова Л. Э. Обучение иностранных обучающихся русской интонации как средству реализации речевых интенций: пороговый уровень: дисс. … к. пед. н. М., 2011.
  9. Черепанова О. Д. Акустический контрастивный анализ как инструмент лингвистического обеспечения фонетических тренажеров (на материале гласных русского и немецкого языков) // Вестник Московского университета. Серия 9: Филология. 2019. № 4.
  10. Чжао Чжэ. Русские гласные звуки с позиции носителей китайского языка // Вестник РУДН. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. 2016. № 2.
  11. 徐来娣. 中国学生俄语语音词发音习得常见偏误分析 // 中国俄语教学. 2013. № 4 (Сюй Лайди. Анализ распространенных фонетических ошибок у китайских учащихся, обучающихся русскому языку // Русский язык в Китае. 2013. № 4).
  12. 赵作英. 俄语语音. 北京: 外语教学与研究出版社, 2013 (Чжао Цзоин. Фонетика русского языка. Пекин, 2013).
  13. 陈君华. 俄语语音学教程. 北京: 北京大学出版社, 1997 (Чэнь Цзюньхуа. Курс русской фонетики для китайцев. Пекин: Изд-во Пекинского университета, 1997).

Финансирование

Публикация подготовлена в рамках поддержанного Министерством образования КНР научного проекта № 17YJA740030 «Создание системы обучения русской фонетике китайских обучающихся».

Информация об авторах

Лю Фэйфэй

к. филол. н., проф.

Второй Пекинский университет иностранных языков, Китайская Народная Республика

Юй Цзунлин

Второй Пекинский университет иностранных языков, Китайская Народная Республика

Чжан Цзясюань

Второй Пекинский университет иностранных языков, Китайская Народная Республика

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 11 июля 2022.
  • Опубликована: 31 августа 2022.

Ключевые слова

  • типичные ошибки китайских обучающихся
  • русские гласные
  • программа Praat
  • степень открывания рта и положение языка
  • typical errors of Chinese students
  • Russian vowels
  • Praat programme
  • degree of mouth opening and tongue position

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)