• Научная статья
  • 10 октября 2022
  • Открытый доступ

Цветовые номинации в китайских поэтических текстах эпохи Тан

Аннотация

Цель исследования состоит в определении роли цветообозначений в китайской поэзии эпохи Тан (VII-X вв.). Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые проводится анализ основных цветовых номинаций в китайских поэтических текстах эпохи Тан, определяется, что поэты данного периода используют цветообозначения не только для передачи традиционных для китайской культуры смыслов, но и для выражения авторской индивидуальности и собственного мироощущения. В результате доказывается, что в китайской поэзии эпохи Тан цветовые номинации могут передавать широкий спектр значений, часто диаметрально противоположных. Наиболее распространенными цветообозначениями в поэзии данного периода являются белый и сине-зеленый, свидетельствующие о важности для поэтов тем духовного прозрения и обновления жизни.

Источники

  1. Богушевская В. А. Семантика цветонаименований в китайском языке (универсальное и национальное): автореф. дисс. … к. филол. н. М., 2008.
  2. Вежбицкая А. Обозначения цвета и универсалии зрительного восприятия // Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1996. URL: http://www.philology.ru/linguistics1/wierzbicka-96b.htm
  3. Гао Хайянь. Лингвострановедческий анализ русской лексики цветообозначения: на фоне китайского языка: дисс. … к. филол. н. СПб., 1999.
  4. Карапетьянц A. M. Теория «пяти элементов» и китайская концептуальная протосхема // Вестник Московского университета. Серия «Востоковедение». 1994. № 1.
  5. Кульпина В. Г. Теоретические аспекты лингвистики цвета как научного направления отечественного языкознания: автореф. дисс. … д. филол. н. М., 2002.
  6. Лю Уян. Значение красного цвета в эпоху династии Тан // Актуальные проблемы искусства: история, теория, методика: сб. тр. конф. Мн., 2020.
  7. Ма Ли. Символика цвета в живописи Китая // Универсальное и национальное в культуре: сб. науч. ст. Мн., 2012. URL: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/24410/1/348-353.pdf
  8. Сунь Умэн, Ма Линь. Красный цвет в китайских и русских литературных произведениях // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 4-3.
  9. У Пэйхуа. Семантика цветообозначений в китайской и русской лингвокультурах: автореф. дисс. … к. филол. н. М., 2021.
  10. Цао Цзинсянь. Феномен цвета в русской и китайской языковой картине мира // Современные гуманитарные исследования. 2010. № 1 (32).
  11. Чжао Хэпин. Сравнительные лингвокультурные характеристики цветообозначений в российской и китайской культурах // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки». 2019. № 10.
  12. Чэнь Си. Переносные значения слов-цветообозначений в устойчивых сочетаниях китайского языка в сопоставлении с русским языком: автореф. дисс. … к. филол. н. М., 1991.
  13. Шевчук О. П. Цветообозначения китайского языка, их особенности и национально-культурная специфика: автореф. дисс. … к. филол. н. М., 2005.
  14. Эйдлин Л. З. Танская поэзия // Поэзия эпохи Тан (VII-X вв.) / пер. с кит.; сост. и вступит. ст. Л. З. Эйдлина. М., 1987.

Информация об авторах

Попова Ольга Александровна

к. филол. н., доц.

Санкт-Петербургский университет МВД России

Григорова Елена Алексеевна

Санкт-Петербургский университет МВД России

Омарова Лейла Алакберовна

Администрация г. Ростова-на-Дону

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 11 августа 2022.
  • Опубликована: 10 октября 2022.

Ключевые слова

  • китайская поэзия эпохи Тан
  • китайская лингвокультура
  • цветообозначение
  • цвет
  • символика
  • Chinese poetry of the Tang era
  • Chinese linguoculture
  • colour term
  • colour
  • symbolism

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)