• Научная статья
  • 10 октября 2022
  • Открытый доступ

Политические плакаты эпохи перестройки как социокультурное и коммуникативно-прагматическое единство

Аннотация

Статья посвящена выявлению особенностей взаимодействия знаков, принадлежащих разным семиотическим системам, в контексте советских политических плакатов эпохи перестройки. Цель настоящего исследования - выявить специфические (универсальные и индивидуальные) характеристики плакатов эпохи перестройки как поликодовых текстов. Данные тексты рассматриваются как особые образования, которые воспринимаются через зрительный канал коммуникации, в них соединяются вербальный, графический и иконический коды. Научная новизна обусловлена малоизученностью советских политических плакатов эпохи перестройки с точки зрения структуры, экстралингвистической основы и функционирования элементов гетерогенного (нелинейного) текста и заключается в том, что впервые для анализа выбраны советские политические плакаты периода перестройки, т.к. их содержание сообщает сведения о ценностных установках, политических предпочтениях и мировоззрении человека, как правило, они несут прагматическую установку - выступают инструментом воздействия на отдельного индивида и целые социальные группы. В результате доказано, что специфика данных текстов обусловлена авторской лингвопрагматикой и экстралингвистическими факторами.

Источники

  1. Анисимова Е. Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов). М.: Академия, 2003.
  2. Бернацкая А. А. Подпись как тип текста // Проблемы лингвистического анализа текста и коммуникации: межвуз. сб. науч. тр. / Иркутск. пед. ин-т иностр. яз. Иркутск, 1987.
  3. Бойко А. А. Иконографическая типология авторского политического плаката периода перестройки // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2010. № 2 (15).
  4. Большиянова Л. С. Вербальное сопровождение фотоизображения в современной британской прессе: содержание и структура: автореф. дисс. … к. филол. н. Л., 1986.
  5. Бубнова М. С. Афиша как тип текста // Высказывание и текст: семантические проблемы: сб. науч. тр. М.: Наука, 1987.
  6. Вашунина И. В. Особенности восприятия креолизованных текстов // Вопросы психолингвистики. 2016. № 30.
  7. Ворошилова М. Б. Политический креолизованный текст: ключи к прочтению. Екатеринбург, 2013.
  8. Грачев А. С. Горбачев. М.: Вагриус, 2001.
  9. Чернявская В. Е. Текст в медиальном пространстве. М.: Либроком, 2013.
  10. Шестакова И. Г. Семантические и структурно-композиционные особенности текстов межстилевого характера: на материале американской научно-технической рекламы: автореф. дисс. … к. филол. н. М., 1986.

Информация об авторах

Мухаметшина Динара Ринатовна

Казанский федеральный университет (Елабужский институт)

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 13 сентября 2022.
  • Опубликована: 10 октября 2022.

Ключевые слова

  • поликодовый текст
  • политический плакат
  • вербальные коды
  • графические коды
  • иконические коды
  • polycode text
  • political poster
  • verbal codes
  • graphic codes
  • iconic codes

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)