• Научная статья
  • 10 октября 2022
  • Открытый доступ

Особенности вербализации эмоции и оценки в электронных СМИ России и Китая

Аннотация

Цель исследования - раскрыть особенности лингвистической репрезентации эмоции и оценки в средствах массовой информации России и Китая в сопоставительном аспекте. Научная новизна исследования заключается в привлечении нового фактического материала для изучения эмотивности и оценочности в лингвистике, а также в дополнении и уточнении классификации языковых средств репрезентации эмоции и оценки. В результате установлено, что существуют определенные различия в средствах выражения эмоции и оценки в российских и китайских электронных текстах СМИ. В российских СМИ отмечено разнообразие языковых средств с эмотивно-оценочным значением («эмоция + оценка»), в китайских СМИ - с собственно эмотивным значением («эмоция»).

Источники

  1. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1996.
  2. Вяткина С. В., Чу Цзинжу. Эмоционально-экспрессивные вставные конструкции как отражение оценки и информации в русской и китайской публицистике // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2019. № 11. Вып. 2.
  3. Крылова О. А. Лингвистическая стилистика: в 2-х кн. М.: Высшая школа, 2006. Кн. 1. Теория.
  4. Маслова В. А. Когнитивная лингвистика. Мн.: ТетраСистемс, 2008.
  5. Пиотровская Л. А. Эмоции vs оценка // XLIX международная филологическая научная конференция (г. Санкт-Петербург, 10-15 марта 2015 г.): тез. докл. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2015.
  6. Седых А. П. Природа эмоций и их классификация в гуманитарных науках и языкознании // Научные ведомости. Серия «Гуманитарные науки». 2012. № 6 (125). Вып. 13.
  7. Смахтин Е. С., Васьбиева Д. Г., Калугина О. А. Языковая репрезентация наименований эмоций в англоязычных электронных СМИ в области экономики и финансов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12. Вып. 3.
  8. Телицына Е. Л. К вопросу о разграничении понятий «эмоциональность», «оценочность» и «экспрессивность» // Вестник Югорского государственного университета. 2016. Вып. 1 (38).
  9. Трубченинова А. А. Эмотивность и оценочность в немецком газетном спортивном дискурсе: дисс. … к. филол. н. М., 2006.
  10. Трубченинова А. А. Языковая репрезентация оценки в немецкоязычной сетевой кинорецензии // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Т. 7. № 6-2.
  11. Филиппова О. А. Обучение эмоциональному речевому воздействию. М.: Флинта; Наука, 2014.
  12. Шаховский В. И. Эмоции: долингвистика, лингвистика, лингвокультурология. М.: ЛИБРОКОМ, 2010.
  13. Шингаров Г. Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности. М.: Наука, 1971.
  14. Шкварцова Т. В. Вербализация положительных эмоций в современном публицистическом тексте // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Русская филология». 2017. № 4.
  15. 王希杰. 汉语修辞学. 北京: 北京出版社, 1983 (Ван Сицзэй. Стилистика китайского языка. Пекин: Пекинское издательство, 1983).

Информация об авторах

Маклакова Татьяна Борисовна

к. филол. н., доц.

Российский государственный университет правосудия (Восточно-Сибирский филиал), г. Иркутск

Чупановская Мария Николаевна

к. филол. н., доц.

Иркутский государственный университет

Никитина Альбина Хайдаровна

к. филол. н., доц.

Иркутский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 26 августа 2022.
  • Опубликована: 10 октября 2022.

Ключевые слова

  • эмоция и оценка
  • способы вербализации эмоции и оценки
  • национально-культурные способы вербализации эмоции и оценки
  • язык эмоций
  • emotion and evaluation
  • ways of emotion and evaluation verbalisation
  • national-cultural ways of emotion and evaluation verbalisation
  • language of emotions

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)