• Научная статья
  • 30 декабря 2022
  • Открытый доступ

Жанр «миссия организации» в русскоязычном банковском дискурсе: структура, прагматика и языковое наполнение

Аннотация

Цель исследования - выявить прагматику и структурно-языковую специфику организации текстов жанра «миссия организации», играющих важную роль во внешних и внутренних коммуникациях современных банков. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в отечественной лингвистике тексты жанра «миссия организации» рассматриваются через призму корпоративной культуры российского банковского сообщества с привлечением оригинального эмпирического материала. В результате исследования определено место жанра «миссия организации» в пространстве русскоязычного банковского дискурса, показана синкретическая природа текстов данного жанра, продуцируемых российскими банковскими учреждениями, и описаны механизмы языкового конструирования позитивного образа банка на эксплицитном и имплицитном уровне в процессе информирования о его корпоративной философии и ценностях. Установлено, что при решении PR-задач в текстах рассматриваемого жанра российские банки используют лексику положительной оценки, грамматические формы суперлатива, риторические фигуры и элементы экспрессивного синтаксиса, а также фоновые, имплицитные значения языковых форм и невербальные компоненты текста.

Источники

  1. Абдулкадыров М. М. Языковая специфика «миссии организации» в англоязычном виртуальном корпоративном дискурсе: дисс. … к. филол. н. Пятигорск, 2019.
  2. Аксенова А. В. Языковые маркеры имиджевой рекламы: дисс. … к. филол. н. Волгоград, 2015.
  3. Буторина Е. П. Заявление о миссии как жанр, задающий систему конвенций // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 10 (28).
  4. Дрожащих А. В. Годовые отчеты банковских учреждений: структура, прагматика и языковая аранжировка // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 14. Вып. 12.
  5. Махортова Т. Ю. Лингвопрагматический потенциал PR-жанра в пространстве банковского дискурса (на материале немецкоязычных банковских проспектов): автореф. … дисс. к. филол. н. Волгоград, 2007.
  6. Погосян В. А. Заявление о миссии как гибридный речевой жанр // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. 2012. № 133.
  7. Тер-Минасова С. Г. Война и мир языков и культур. М.: АСТ; Акварель; Хранитель, 2007.
  8. Ширяева Т. А. Когнитивная модель делового дискурса. Пятигорск: Изд-во Пятигорского государственного лингвистического университета, 2006.
  9. Ширяева Т. А., Денисламова Д. М. Миссия организации как объект лингвистического изучения (на материале английского языка) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 7-2 (37).
  10. Ющук А. В. Жанровые особенности текста «миссия организации» в коммерческом дискурсе // Диалог языков и культур: лингвистические и лингводидактические аспекты: мат. X всерос. науч.-практ. конф. молодых ученых. Тверь: Изд-во Тверского государственного университета, 2018.
  11. Bhatia V. K. Worlds of Written Discourse: A Genre-Based View. L.: Continuum International, 2004.
  12. Dijk T. A. van. The Discourses of ‘Bosnia’ // Discourse and Society. 1994. No. 5.
  13. Hofstede G. Cultures and Organizations: Software of the Mind. L.: McGraw-Hill, 1991.
  14. Negro I. Persuasive Strategies in Mission Statements // Curcuio de Linguistica Aplicada a la Communicacion. 2019. Vol. 80.
  15. Schiever T. M. The Nonprofit Mission Statement as Genre: Speech Acts, Social Facts and Ecologies: A PhD Dissertation. Blackburg, 2017.

Информация об авторах

Дрожащих Александр Владимирович

к. филол. н., доц.

Государственный аграрный университет Северного Зауралья, г. Тюмень

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 12 ноября 2022.
  • Опубликована: 30 декабря 2022.

Ключевые слова

  • жанр «миссия организации»
  • русскоязычный банковский дискурс
  • коммуникативно-прагматическая установка
  • корпоративные ценности
  • языковые средства
  • mission statement as genre
  • Russian banking discourse
  • communicative pragmatic intention
  • corporate values
  • linguistic means

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)