• Научная статья
  • 30 декабря 2022
  • Открытый доступ

Поэтика романа инициации в современной литературе США

Аннотация

Цель исследования - выделение жанровых черт поэтики романа инициации в национальной литературной традиции США. В статье обозначаются жанрообразующие черты романа инициации: инвариантные элементы композиции, хронотопа, мотивно-тематических комплексов, системы персонажей; определяется роль жанра в формировании национальной идентичности американской литературы. Исследование вносит теоретический вклад в изучение жанра: вводится термин «роман инициации», предлагается внутрижанровая классификация, в этом заключается его научная новизна. Внутри романа инициации выделяется три жанровые формы: роман-освобождение, роман-преодоление и роман-постижение. Материалом для исследования послужили произведения американской литературы начала XXI в., сюжетообразующей основой которых являются темы взросления, гендерной, экзистенциальной, культурной самоидентификации подростков, проблемы преодоления кризисов, посттравматического синдрома. В результате доказано, что исследуемый жанр имеет уникальные черты, которые прослеживаются на всех уровнях художественного текста.

Источники

  1. Афанасьева О. В., Баранова К. М., Машошина В. С., Чупрына О. Г. Американская культурно-языковая картина мира XIX века: время, свобода, судьба, одиночество, достоинство. М.: Диона, 2019.
  2. Баранова К. М. Лейтмотив wilderness и образ Нового Адама в «Истории поселения в Плимуте» Уильяма Брэдфорда // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Филология. Теория языка. Языковое образование». 2010. № 2 (6).
  3. Бахтин М. М. Эпос и роман (О методологии исследования романа). СПб.: Азбука, 2000.
  4. Геннеп А. ван. Обряды перехода. М.: Восточная литература, 1999.
  5. Гиленсон Б. А. История литературы США. М.: Академия, 2003.
  6. Загарина Е. М. Традиции романа воспитания в творчестве Дж. Ирвинга начала 1980-х годов (на материале романа «Отель “Нью-Гэмпшир”») // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. Вып. 111.
  7. Зенкин С. Н. Память жанра: анализ одной гипотезы // Зенкин С. Н. Работы о теории. М.: Новое литературное обозрение, 2012.
  8. Маркова А. И., Меркулова М. Г. Творческая рецепция гендерной оппозиции «маскулинность - феминность» О. Уайльда в пьесе Т. Стоппарда «Изобретение любви» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 15. Вып. 6.
  9. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М.: Восточная литература, 2000.
  10. Нефедова О. И. Миф в американской литературе и культуре. М.: Перо, 2021.
  11. Фрэзер Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии: в 2-х т. М.: Терра - Книжный клуб, 2001. Т. 1-2.
  12. Шалимова Н. С. Роман инициации как инвариантная форма романа воспитания // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2014. № 4.
  13. Элиаде М. Тайные общества: обряды инициации и посвящения. М. - СПб.: Университетская книга, 1999.
  14. Hirsh M. The Novel of Formation as a Genre // Genre. 1979. Vol. 7. No. 3.
  15. O’Sullivan E.Comparative Children’s Literature. N. Y. - L.: Routledge, 2005.

Информация об авторах

Шалимова Надежда Сергеевна

к. филол. н.

Московский городской педагогический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 14 ноября 2022.
  • Опубликована: 30 декабря 2022.

Ключевые слова

  • роман инициации
  • герой-подросток
  • взросление
  • самоидентификация
  • initiation novel
  • teenage protagonist
  • growing up
  • self-identification

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)