• Научная статья
  • 30 декабря 2022
  • Открытый доступ

Обусловленность функционирования лексико-синтаксических особенностей спонтанной и подготовленной речи психолингвистическими механизмами речепорождения (на материале английского языка)

Аннотация

Статья отражает результаты исследования английской устной монологической речи (спонтанной и подготовленной), проведённого с позиций лингвистического и психолингвистического подходов путём апеллирования к принципам порождения речевого высказывания. В рамках контент-анализа выявляются языковые маркеры (повторы, анадиплоз, различные категории вопросов и т.д.), которые успешно реализуют изначальный замысел авторов представленных речевых актов, отличаясь полифункциональностью и способностью репрезентировать индивидуальную систему ценностей спикера. Целью исследования послужило выявление лексико-синтаксической специфики английской устной монологической речи. Научная новизна данного исследования заключается в комплексном анализе глубинных структур звучащего монолога, регулирование которых координируется языковыми единицами, обладающими квалитативными признаками выражения хезитации и интенции. В результате исследования было установлено, что механизмы порождения спонтанного и подготовленного монологического высказывания находят свое отражение в функционировании конкретных простых и сложных языковых единиц (лексических и синтаксических), которые, в свою очередь, репрезентируют содержание процесса речепорождения с учётом внутренних мотивов говорящего.

Источники

  1. Ахутина Т. В. Модель порождения речи Леонтьева-Рябовой: 1967-2005 // Вопросы психолингвистики. 2007. № 5.
  2. Баева Е. М. Хезитационные явления в устных монологах низкой степени спонтанности // Коммуникативные исследования. 2018. № 1.
  3. Бурова Е. Е. Просодические маркеры хезитации в контексте определения коммуникативного статуса говорящего // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 441.
  4. Вержбицкая Т. Н., Алексина Л. И. Психолингвистика. Мн.: Изд-во Белорусского государственного педагогического университета, 2009.
  5. Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. М. - Воронеж: Московский психолого-социальный институт; НПО «МОДЭК», 2001.
  6. Исаева А. А. Маркеры дифференциации спонтанной и подготовленной звучащей речи // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Лингвистика и межкультурная коммуникация». 2020. № 4.
  7. Назарова А. В. Особенности иноязычной монологической речи и система её оценивания // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2016. № 2.
  8. Становая Л. А. Еще раз к вопросу о принципе языковой экономии // Теоретическая и прикладная лингвистика. 2016. № 4.
  9. Тезекбаева Г. А. Спонтанная речь как объект лингвистики // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Филология. Журналистика». 2011. № 1.
  10. Clark H., Wasow T. Repeating Words in Spontaneous Speech // Cognitive Psychology. 1998. Vol. 37. Iss. 3.

Информация об авторах

Власова Диана Валентиновна

Российский университет дружбы народов, г. Москва

Станчуляк Татьяна Геннадьевна

к. филол. н., доц.

Российский университет дружбы народов, г. Москва

Самохин Иван Сергеевич

к. филол. н.

Российский университет дружбы народов, г. Москва

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 12 ноября 2022.
  • Опубликована: 30 декабря 2022.

Ключевые слова

  • психолингвистика
  • порождение речи
  • интенция
  • спонтанная речь
  • подготовленная речь
  • psycholinguistics
  • speech production
  • intention
  • spontaneous speech
  • prepared speech

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)