• Научная статья
  • 30 декабря 2022
  • Открытый доступ

Художественное своеобразие произведений Л. И. Чебодаевой для детей

Аннотация

В статье впервые в хакасском литературоведении рассматривается литературное творчество Л. И. Чебодаевой, ранее не становившееся предметом научного изучения. Цель исследования - выявить особенности художественного своеобразия произведений Л. И. Чебодаевой для детей. Научная новизна обусловлена введением в научный оборот произведений, адресованных детям, как важного материала для научного исследования современного литературного процесса Хакасии. В статье доказывается, что анималистические образы в сказках Л. И. Чебодаевой, построенных как сказка-диалог, являются средством морального поучения, осуждения человеческих пороков. Обосновывается использование в рассказах литературного приёма - сновидения мальчика Айолки, образа героя-рассказчика деда Амона, функций сказового повествования. В результате было выявлено, что, выполняя воспитательную, образовательную и эстетическую функции, произведения Л. И. Чебодаевой в доступной для детского восприятия художественной форме знакомят детей младшего и среднего школьного возраста с духовно-нравственными ценностями и традициями хакасского народа, природой и животным миром родного края, красотой и выразительностью художественного слова и ориентированы на формирование высоконравственной личности, почитающей свой народ, землю, родной язык, национальные традиции и т.д.

Источники

  1. Арзамасцева И. Н., Николаева С. А. Детская литература: учебник. Изд-е 2-е, стер. М.: Академия; Высшая школа, 2001.
  2. Балданов С. Ж., Бадмаев Б. Б., Буянтуева Г. Ц.-Д. Литература народов Сибири: этнотрадиция, фольклорно-этнографический контекст. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского государственного университета, 2008.
  3. Белинский В. Г. О детских книгах // Белинский В. Г. Собрание сочинений: в 9-ти т. М.: Художественная литература, 1978. Т. 3.
  4. Зубарева Е. Е., Сигов В. К., Скрипкина В. А. Детская литература: учебник / под ред. Е. Е. Зубаревой. М.: Высшая школа, 2004.
  5. Костюхина М. С. Познавательная литература для детей // Детская литература: учебник / под ред. Е. О. Путиловой. М.: Академия, 2008.
  6. Минералова И. Г. Детская литература. М.: ВЛАДОС, 2002.
  7. Молдавская К. А. Материалы курса «Тенденции развития, критерии оценки и продвижение современной литературы для детей и подростков»: лекции 1-4. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2011.
  8. Мотяшов И. П. Мастерская доброты: очерки современной детской литературы. Изд-е 2-е, доп. М.: Детская литература, 1974.
  9. Путилова Е. О. Пути развития русской литературы для детей ХIХ -начала ХХ в. (проблемы традиции): автореф. дисс. … д. филол. н. СПб., 1993.
  10. Хализев В. Е. Теория литературы: учебник. Изд-е 2-е. М.: Высшая школа, 2000.

Информация об авторах

Челтыгмашева Лариса Викторовна

к. филол. н.

Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории, г. Абакан

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 14 ноября 2022.
  • Опубликована: 30 декабря 2022.

Ключевые слова

  • Лариса Ильинична Чебодаева
  • детская литература
  • тематика
  • художественное своеобразие
  • воспитание
  • Larisa Ilyinichna Chebodaeva
  • children’s literature
  • subject matter
  • artistic originality
  • upbringing

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)