• Научная статья
  • 31 марта 2023
  • Открытый доступ

Функции архетипа трикстера в повести «Шут» Ю. П. Вяземского

Аннотация

В работе рассматриваются формы актуализации и функционирования архетипа трикстера в качестве «матрицы» характера и доминантной психологемы образа главного героя современной повести для подростков. Цель исследования - выявление семиозиса и функционала архетипа трикстера на разных уровнях структуры текста повести «Шут» Ю. П. Вяземского (1982). Научная новизна исследования состоит в определении генезиса эмоциональной и психологической амбивалентности героя, связанной с архетипом трикстера, лежащем в основе избранной ролевой маски. В результате исследования доказано, что мифологические корни архетипа, проявляющегося в повести на уровне образной системы, поэтики и нарративной стратегии, определяют созидательный потенциал и «теневые» интенции ролевой маски «шута» в сфере художественной аксиологии. «Двойная» повествовательная техника художественно репрезентирована в жанровой форме «литературного дневника»: субъект художественного высказывания, обладатель «уединенного сознания», ориентированный на риторику и «точку зрения» трикстера, «выстраивает» сюжет рефлексии, который приводит героя к осознанию разрушительного демонизма собственной натуры.

Источники

  1. Агранович С. З., Березин С. В. Homo amphibolos: археология сознания. Самара: Бахрах-М, 2005.
  2. Арпентьева М. Р., Худякова Т. Л. Буллинг и сталкинг в концептуальном поле исследований безопасности образования // Вестник Прикамского социального института. 2021. № 1 (88).
  3. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975.
  4. Липовецкий М. Н. Шалуны, враги, другие: трикстер в советской и постсоветской детской литературе // Детские чтения. 2014. № 2 (6).
  5. Мелетинский Е. М. О происхождении литературно-мифологических сюжетных архетипов // Литературные архетипы и универсалии: сб. ст. / под ред. Е. М. Мелетинского. М.: Изд-во Российского государственного гуманитарного университета, 2001.
  6. Осьмухина О. Ю., Овсянникова Е. П. «Шут» Ю. Вяземского vs «Шут» А. Эшпая: специфика кинематографической интерпретации образа литературного героя // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 15. Вып. 5.
  7. Попова Е. В. Ценностный подход в исследовании литературного творчества: дисс. … д. филол. н. М., 2004.
  8. Семенова Е. В. Художественная аксиология русской литературы: терминологический аппарат // Инновационная наука. 2016. № 2-5 (14).
  9. Тихомирова Е. Г., Сизенко А. Г. Маска как культурная форма в эпоху Ренессанса («лица» господина Шико) // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 2 (82).
  10. Тюпа В. И. Литература и ментальность: монография. М.: Юрайт, 2018.
  11. Тюпа В. И. Модусы сознания и школа коммуникативной дидактики // Дискурс. 1996. № 1.
  12. Чеботникова Т. А. Речевое поведение личности в системе формирования социального образа: на материале художественного дискурса: автореф. дисс. … д. филол. н. Челябинск, 2012.

Информация об авторах

Свитенко Наталья Вячеславовна

к. филол. н., доц.

Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 31 января 2023.
  • Опубликована: 31 марта 2023.

Ключевые слова

  • проза для подростков
  • ролевая маска
  • архетип трикстера
  • комически-демонический двойник
  • аксиологическая инверсия
  • young adult prose
  • role mask
  • trickster archetype
  • comic-demonic doppelgänger
  • axiological inversion

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)