• Научная статья
  • 31 марта 2023
  • Открытый доступ

Мультикультурность романа инициации в современной литературе США: путь героя

Аннотация

Цель исследования - определить специфику мультикультурного романа инициации в национальной литературной традиции США. Исследуются репрезентация обряда посвящения в художественном тексте, соотношение индивидуального и социального дискурса в формировании характера протагониста и влияние на его судьбу, тип героя, который одновременно является носителем глубоко индивидуального начала и представителем этноса, рода. Выделяются мировоззренческие стратегии, архитектоника, мифопоэтическая реконструкция обряда посвящения в американском романе инициации начала XXI века. Исследование вносит теоретический вклад в изучение жанра: сравнительно-сопоставительный анализ избранных романов, представленный впервые, позволяет сделать вывод о специфике репрезентации мультикультурной проблематики в романе инициации, этим определяется научная новизна исследования. В романах «Средний пол» Дж. Евгенидиса и «Короткая и удивительная жизнь» Дж. Диаса представлены разные типы инициации протагониста, однако они связаны мультикультурной проблематикой, типом героя, «ступенями» развития сюжета. В результате доказано, что в современной литературе США сюжетообразующую роль играет тема становления героя, осознания им своей идентичности, сопряженная с исследованием социально-культурных и семейных контекстов.

Источники

  1. Баранова К. М. Основные идейные и сюжетно-образные мотивы в литературе Новой Англии XVII-XVIII веков: становление традиций в литературе США: автореф. дисс. … д. филол. н. М., 2011.
  2. Викулова Л. Г., Кулагина О. А. Национальная идентичность в контексте инаковости: языковая репрезентация оппозиции «свои» - «чужие» во французской литературе XX века (на материале сборника эссе Ф. Мориака «Чёрная тетрадь») // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Филология. Теория языка. Языковое образование». 2013. № 2 (12).
  3. Геннеп А. ван. Обряды перехода. М.: Восточная литература, 1999.
  4. Дубровская Е. А. Перцепция катастрофы в Малой Азии в романе Дж. Евгенидиса «Средний пол» // Современное педагогическое образование. 2019. № 11.
  5. Меркулова М. Г. Теория английскости в контексте исследования творчества писателей-мультикультуралистов Великобритании // Язык и литература в проблематике современных гуманитарных наук: сб. науч. тр. по лингвистике и литературоведению / отв. ред. Л. Р. Зурабова. М.: Принтика, 2021.
  6. Питолин Д. В., Шустрова Е. В. Влияние внутренней политики США на формирование оппозиции «свой - чужой» в современной художественной литературе на спанглише и афроамериканском английском // Политическая лингвистика. 2016. № 1 (55).
  7. Сапожникова Ю. Л. Проблема самоидентификации у иммигрантов (на материале романа Дж. Диаса «Короткая и фантастическая жизнь Оскара Вау») // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2021. № 4 (157).
  8. Татаринов А. В. Мировоззренческие стратегии в современном американском романе // Российский гуманитарный журнал. 2015. № 5 (4).
  9. Хабибуллина Л. Ф., Виноградова А. А. Концепция мультикультурного пространства в романе Дж. Евгенидиса «Средний пол» // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2015. Вып. 4 (32).
  10. Чупрына О. Г. Прецедентные явления в британской литературе о подростках (лингвокультурологический подход) // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Филология. Теория языка. Языковое образование». 2014. № 3 (15).
  11. Шалимова Н. С. Роман Дж. Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» как роман-инициация // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 4-3 (34).
  12. Шпанчук Т. С. Проблема гендерной идентичности в романе Дж. Евгенидиса «Средний пол» // Sciences of Europe. 2021. No. 85.
  13. Элиадэ М. Тайные общества: обряды инициации и посвящения. М. - СПб.: Университетская книга, 1999.
  14. Boes T. Modernist Studies and the Bildungsroman: A Historical Survey of Critical Trends // Literature Compass. 2006. No. 3 (2).
  15. Hirsh M. The Novel of Formation as a Genre // Genre. 1979. Vol. 7. No. 3.

Информация об авторах

Шалимова Надежда Сергеевна

к. филол. н.

Московский городской педагогический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 2 февраля 2023.
  • Опубликована: 31 марта 2023.

Ключевые слова

  • роман инициации
  • герой-подросток
  • мультикультурность
  • самоидентификация
  • современная литература США
  • initiation novel
  • teenage protagonist
  • multiculturalism
  • self-identification
  • modern US literature

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)