• Научная статья
  • 31 марта 2023
  • Открытый доступ

Специфика обучения говорению на иностранном языке студентов в неязыковом вузе в условиях дистанционного формата

Аннотация

Целью статьи является выявление подходов, положительно влияющих на развитие навыков такого продуктивного вида речевой деятельности, как говорение, в учебных ситуациях общения на английском языке в группах студентов неязыковых специальностей. В статье рассматриваются факторы и условия обучения говорению на иностранном языке в нелингвистическом вузе; определяется уровень внимания к развитию данного вида речевой деятельности в учебных программах вузов; приводятся основные трудности, с которыми сталкиваются обучающиеся нелингвистических факультетов в процессе коммуникативной иноязычной практики. Научная новизна исследования состоит в том, что автор на основе обнаруженных недостатков и проблем существующих подходов к иноязычному образованию в неязыковых вузах предлагает пути эффективизации обучения студентов говорению на иностранном языке. В результате исследования выявлен недостаточный акцент российских вузовских программ на обучении говорению на иностранном языке в нелингвистическом вузе, что обуславливается сохранением маркеров традиционной дидактической парадигмы - инструктивизма, несмотря на декларируемый в нормативных и стратегических документах переход к конструктивизму. Анализ существующей педагогической практики показывает, что научно-методический опыт, накопленный российской дидактикой, касается в большей степени асинхронных дистанционных форм обучения, тогда как онлайн-уроки разработаны недостаточно. Кроме того, в существующих исследовательских изысканиях в области онлайн-обучения можно отметить возврат к инструктивной парадигме преподавания. В работе также представлены и проанализированы эффективные приемы и технологии дистанционного обучения говорению на иностранном языке в нелингвистическом вузе.

Источники

  1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009.
  2. Борисова И. В. Дистанционный формат в обучении иностранному языку: поиск новых возможностей // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2022. № S1.
  3. Буковский С. Л. Креативно-ориентированное обучение лексике на английском языке на материале аграрного профиля // Проблемы современного образования. 2022. № 5.
  4. Грищенко Н. А. Становление навыка говорения на иностранном языке у студентов неязыковых вузов (английский язык) // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2020. № 2 (27).
  5. Деева И. Д. Игровое моделирование при обучении иноязычному диалогическому говорению студентов неязыковых вузов // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2019. № 2 (22).
  6. Макарова Е. А. Обучение говорению на иностранном языке с наставником-ровесником // Интеграция образования. 2018. № 3 (92).
  7. Монастырская Е. А., Митякина О. В. Формирование коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку студентов неязыковых вузов посредством интернет-ресурсов // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. №4.
  8. Мошкова Е. И. Психологические особенности учащихся и трудности обучения иностранному языку // Мир науки. 2016. Т. 4. № 6.
  9. Садыкова Р. Х. Дистанционное обучение студентов: реалии и опыт // Концепт. 2020. № 9.
  10. Храмова Ю. Н., Хайруллин Р. Д. Технологии обучения говорению студентов неязыковых вузов на начальном этапе // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70-3.
  11. Царенкова В. В., Шпановская С. И., Кугач В. В. Конструирование обучения английскому языку с использованием интернет-технологий // Вестник фармации. 2020. № 3 (89).
  12. Chelpanova E. V. Pedagogical Conditions of Teaching Foreign Speech // Modern Science. 2016. No. 8.

Информация об авторах

Бочарова Марина Николаевна

к. филол. н.

Финансовый университет при правительстве Российской Федерации, г. Москва

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 2 февраля 2023.
  • Опубликована: 31 марта 2023.

Ключевые слова

  • обучение иностранному языку
  • говорение
  • top-down processing
  • bottom-up processing
  • инструктивизм
  • конструктивизм
  • моделирование диалогов
  • игровое моделирование
  • foreign language teaching
  • speaking
  • instructivism
  • constructivism
  • dialogue modelling
  • game modelling

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)