• Научная статья
  • 28 апреля 2023
  • Открытый доступ

Перцепция в малой прозе В. Набокова (на материале рассказов «Возвращение Чорба» и «Картофельный Эльф»)

Аннотация

Цель данного исследования – доказать, что малая проза В. Набокова немыслима без соединения всех существующих способов восприятия художественной действительности и постижения (перцепции) ее читателем как единого целого. Автором статьи были выбраны два рассказа из сборника «Возвращение Чорба», где наиболее ярко проявляется перцепция как прием: запахи, звуки, тактильные и вкусовые ощущения, зрительные образы – все это вместе, дополняя друг друга, составляет повествовательный узор произведений. Исследователь анализирует, как воспринимаются персонажи читателем, соединяющим в своем воображении зрительные, звуковые образы, тактильные и вкусовые ощущения, запахи. Научная новизна исследования заключается в объединении изучения восприятия читателем разных типов ощущений в одном произведении. До сих пор перцепция не изучалась как самостоятельный художественный прием, объектом изучения становились отдельные инструменты, мотивы, средства. Для В. Набокова, обладающего эйдетической памятью, недостаточно воспроизведения одного ощущения – полнота его художественной действительности требует вовлечения всех органов восприятия. Полученные результаты показали, что воображение читателя, воссоздающее художественную действительность по тексту автора, благодаря множеству деталей вызывает у реципиента ощущение реальности, присутствия, помогает осмыслить повествование в целом, состояние героев, отношение к ним окружающих, что является невозможным без использования перцепции, а именно способности передачи всего комплекса ощущений, доступных человеку.

Источники

  1. Барабтарло Г. Сочинение Набокова. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011.
  2. Вострикова А. В. Взаимодействие искусств в творческом осмыслении В. В. Набокова: русскоязычная проза крупных жанров: дисс. ... к. филол. н. М., 2007.
  3. Гришакова М. Визуальная поэтика В. Набокова // Новое литературное обозрение. 2002. № 2 (54).
  4. Джонсон Д. Б. Миры и антимиры Владимира Набокова / пер. с англ. СПб.: Симпозиум, 2011.
  5. Долинин А. Истинная жизнь писателя Сирина: работы о Набокове. СПб.: Академический Проект, 2004.
  6. Дроздова А. О. Запах живописи в рассказе В. В. Набокова «Венецианка» // Уральский филологический вестник. 2015. № 5.
  7. Ефимова Н. Н. Lapsus auris: кайрос убегающих звуков // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Лингвистика и межкультурная коммуникация». 2018. № 3.
  8. Кучина Т. Г., Леонидова И. А. Акустические и музыкальные образы в русскоязычных рассказах В. Набокова // Верхневолжский филологический вестник. 2016. № 4.
  9. Кучина Т. Г., Третьякова М. Ю. Сюжетно-композиционные функции визуальных аберраций в романах В. Набокова «Король, дама, валет» и «Отчаяние» // Вестник Костромского государственного университета. 2019. № 1.
  10. Мамцева В. В. Репрезентация ольфакторности в романтическом дискурсе: автореф. дисс. … к. филол. н. СПб., 2018.
  11. Мухачёв Д. А. Визуальная поэтика Петербурга в творчестве В. В. Набокова (русский период): дисс. … к. филол. н. М., 2021.
  12. Полянина А. С. Визуализация как принцип повествования в романе В. Набокова «Отчаяние» // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2013. № 6 (16).
  13. Рогачева Н., Дроздова А. Язык запаха в мистическом дискурсе прозы Владимира Набокова французского периода // Quaestio Rossica. 2021. Vol. 9. No. 2.
  14. Савицкая Т. Е. Визуализация культуры: проблемы и перспективы // Обсерватория культуры. 2008. № 2.
  15. Сверчкова А. В. «Преломляюще-углубляющая» природа стиля В. Набокова и ее воплощение в сборнике «Возвращение Чорба» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2012. № 5 (16).
  16. Суслов П. А. Цветопоэтика рассказов В. В. Набокова: семантика, функциональная значимость, роль в структуре текста: дисс. … к. филол. н. Иваново, 2014.
  17. Трубецкова Е. Г. Глаз и оптические средства: деформация зрения в прозе Владимира Набокова // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 429.
  18. Трубецкова Е. Г. Мотив деформации зрения в прозе Владимира Набокова // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. 2018. № 6.
  19. Трубецкова Е. Г. Сознание как оптический инструмент: о визуальной эстетике Владимира Набокова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Филология. Журналистика». 2010. Вып. 3.

Информация об авторах

Бажанова Елена Анатольевна

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 5 марта 2023.
  • Опубликована: 28 апреля 2023.

Ключевые слова

  • В. Набоков
  • перцепция
  • художественная действительность
  • рассказ «Возвращение Чорба»
  • рассказ «Картофельный Эльф»
  • V. Nabokov
  • perception
  • artistic reality
  • story “The Return of Chorb”
  • story “The Potato Elf”

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)