• Научная статья
  • 28 апреля 2023
  • Открытый доступ

Функционирование континуальных форм английского глагола как межкультурный компонент профессионально-ориентированного обучения иностранному языку

Аннотация

Цель работы состоит в выявлении необходимости введения основных аспектов межкультурного взаимодействия в поле профессионально-ориентированного обучения английскому языку как иностранному с точки зрения лингвопрагматики в целом и коммуникативно-прагматической интенции говорящего в частности. Автор работы указывает на то, что в обучении иностранному языку следует руководствоваться когнитивно-прагматическим подходом. Научная новизна исследования заключается в том, что автор статьи доказывает необходимость учета когнитивно-прагматического уровня освоения грамматики английского языка и учета интенций говорящего (в частности, при наблюдении за функционированием континуальных форм глагола) при обучении профессионально-ориентированному английскому языку в свете развития навыков межкультурной коммуникации. В работе описаны особенности категории времени английского глагола; выявлены способы выражения интенции посредством континуальности; определена степень учета культурно маркированных вариантов функционирования континуальных форм английского глагола в учебных пособиях и учебниках по предмету. В результате исследования определяется, что применяемые в практике работы по преподаванию профессионально-ориентированного блока иностранного языка учебные комплексы не учитывают межкультурные различия в функционировании глагольных форм, что подтверждает необходимость модификации учебных комплексов с целью акцентирования внимания обучающихся как на интенциональной нагрузке английской грамматики, так и на континуальности.

Источники

  1. Артемьева Л. А. Межкультурная коммуникация и прецедентные феномены в контексте профессиональной языковой подготовки студентов // Научное мнение. 2019. № 9. DOI: 10.25807/PBH.22224378.2019.9.26.31
  2. Дерцакян Р. А. Перфект и перфективность английского глагола // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Теория языка. Семиотика. Семантика». 2013. № 1.
  3. Камзанов Д. К. Способы передачи аспектов английского языка в китайском языке // The Scientific Heritage. 2021. № 63-5.
  4. Комарницкая Я. Ю. Глаголы состояния в формах длительного аспекта в современном индийском английском языке // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия «Филология, педагогика, психология». 2021. № 3.
  5. Латыпова Э. Р., Мусина А. Р., Егорова Д. В. Культура межнационального общения в современном вузе // Вопросы педагогики. 2019. № 6-1.
  6. Мильруд Р. П., Максимова И. Р. Когнитивная модель грамматической компетенции учащихся // Язык и культура. 2014. № 2.
  7. Муравьева А. Н. Применение когнитивного подхода к объяснению грамматики на уроке английского языка (на примере форм Simple – Progressive) // Проблемы науки. 2016. № 13 (55).
  8. Павлова Н. Д., Афиногенова А. В. Интенциональные основания вербальной коммуникации // Вестник Российского государственного научного фонда. 2004. № 3.
  9. Пенкина М. В. Коммуникативно-прагматическая компетенция как объект внутривузовского контроля // Проблемы современного образования. 2017. № 6.
  10. Приходченко П. И. Лингводидактический анализ значений сложных глагольных словоформ английского языка с позиций когнитивной грамматики // Современные исследования социальных проблем. 2017. № 2-1.
  11. Сысоев П. В. Пересматривая конструкт межкультурной компетенции: обучение межкультурному взаимодействию в условиях «диалога культур» и «не-диалога культур» // Язык и культура. 2018. № 43. DOI: 10.17223/19996195/43/16
  12. Широких А. Ю. Сочетание индуктивных и дедуктивных методов в профессионально-ориентированном обучении английскому языку // Перспективы науки и образования. 2019. № 3 (39).
  13. Trompenaars F. Riding the waves of culture: Understanding cultural diversity in global business. Chicago: Irwin Professional Publishing, 1993.

Информация об авторах

Бочарова Марина Николаевна

к. филол. н.

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 2 февраля 2023.
  • Опубликована: 28 апреля 2023.

Ключевые слова

  • межкультурный компонент
  • профессионально-ориентированное обучение
  • лингвопрагматика
  • интенция
  • межкультурная коммуникация
  • intercultural component
  • professionally oriented teaching
  • linguopragmatics
  • intention
  • intercultural communication

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)