• Научная статья
  • 28 апреля 2023
  • Открытый доступ

Функционально-семантическая и прагматическая специфика текстов инструктивного характера в немецком языке

Аннотация

Статья посвящена детальному изучению речевого жанра инструкции в немецкой языковой культуре, представляющего собой определенную совокупность пояснительных указаний, обязательность или необходимость выполнения которых определяется директивно-рекомендательным характером. Сущность инструктирующих речевых действий проиллюстрирована на примере немецкоязычных руководств по технической эксплуатации бытовых приборов и оборудования. Целью исследования является описание инструкции как особого подвида текста. В статье также подробно рассматривается структурно-семантическая организация инструктивного дискурса, отражающая его коммуникативные интенции и функциональную направленность. Научная новизна исследования заключается в ракурсе рассмотрения материала, а именно в том, что такая специфичная форма организации речевого материала, как инструктирование, комплексно проанализирована с коммуникативно-прагматической точки зрения. В результате проведенного исследования было выявлено, что разноуровневые языковые (терминологическая лексика и единицы морфологического и синтаксического уровней) и неязыковые средства (изображения), оформляющие инструктивные способы передачи информации, обладают характерными лингвостилистическими особенностями, а также содержат определенный прагматический потенциал, связанный с реализацией конкретных установок.

Источники

  1. Безукладникова С. С. Инструкция по сборке как жанр инженерно-дидактического дискурса // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2022. № 6 (224).
  2. Каджая Л. А., Кузнецова Ю. М., Салимовский В. А., Суворова М. И. Тематическая организация текста инструкций как лингвистическая основа приобретения знаний интеллектуальным агентом // Медиалингвистика. 2021. Т. 8. № 1.
  3. Карасик В. И. Инструктивы в сетевом дискурсе // Жанры речи. 2019. № 2 (22).
  4. Кондрашкина Е. Ю. К вопросу о текстосвязующих категориях в инструктивном тексте // Мир русского слова. 2018. № 3. DOI: 10.24411/1811-1629-2018-13027
  5. Сидорова Т. А. Типология мотивированности слова в когнитивном аспекте // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2016. № 4.
  6. Таюпова О. И., Маширенко О. Н. Специфика вербализации среднего поля высказываний в текстах инструкций на немецком языке // Российский гуманитарный журнал. 2013. Т. 2. № 2.
  7. Becker-Mrotzek M. Schreibentwicklung und Textproduktion. Der Erwerb der Schreibfertigkeit am Beispiel der Bedienungsanleitung. Radolfzell: Verlag für Gesprächsforschung, 2004.
  8. Brinker K. Linguistische Textanalyse. Eine Einführung in Grundbegriffe und Methoden. Berlin: Erich Schmidt Verlag, 2001.
  9. Ehlich K. Verweisungen und Kohärenz in Bedienungsanleitungen. Einige Aspekte der Verständlichkeit von Texten // Ehlich K., Noack C., Scheiter S. Instruktion durch Text und Diskurs. Zur Linguistik technischer Texte. Opladen: Westdeutscher Verlag, 1994.
  10. Fandrych C., Thurmair M. Textsorten im Deutschen. Linguistische Analysen aus sprachdidaktischer Sicht. Tübingen: Stauffenburg, 2019.
  11. Searle J. R. Consciousness and Language. Cambridge: Cambridge University Press, 2002.
  12. Tholia Sh. Probleme beim Übersetzen von Bedienungsanleitungen aus dem Deutschen ins Englische. New Delhi: Jawaharlal Nehru University, 2019.

Информация об авторах

Петрянина Ольга Валерьевна

к. филол. н., доц.

Самарский государственный экономический университет

Ревина Елена Владимировна

Самарский государственный технический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 9 февраля 2023.
  • Опубликована: 28 апреля 2023.

Ключевые слова

  • инструкция
  • шаблон
  • интенция
  • текстовая структура
  • иллюстрация
  • instruction
  • template
  • intention
  • text structure
  • illustration

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)