• Научная статья
  • 28 апреля 2023
  • Открытый доступ

Художественная репрезентация сознания подростка-аутиста в современной отечественной прозе для подростков

Аннотация

Цель исследования – осмысление способов психологической интроспекции «герметичного» сознания героя-аутиста в художественном тексте. В статье анализируются особенности эстетической манифестации мироощущения подростка-аутиста в современной отечественной прозе для подростков. Обращение к повествовательной форме внутреннего монолога позволяет автору представить жизнь сознания аутиста во всей ее сложности, с максимальным приближением к особенностям аутистического мировосприятия (восприятие мира сплошным потоком информации, проблема дешифровки чужих эмоций). Научная новизна работы состоит в выявлении художественных форм репрезентации сложного типа сознания, обладателем которого является подросток-аутист, главный герой, рассказчик-повествователь, субъект речи и носитель точки зрения в повести «Моя Аника» А. Зайцевой. Полученные результаты показали, что сюжетно-композиционные и психологические функции повествовательных форм внутренней речи и потока сознания позволяют смоделировать картину мира с точки зрения подростка, обладающего специфическими особенностями мировосприятия, и, таким образом, транслировать ее читателю.

Источники

  1. Асратян З. Д. Языковая личность образа автора в художественном дискурсе // Гуманитарные исследования. Журнал фундаментальных и прикладных исследований. 2016. № 2 (58).
  2. Игонина С. В., Павлова Т. Л., Желябина А. Г. Тема родительства в современной подростковой литературе (на примере произведения М. Хэддона «Загадочное ночное убийство собаки») // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 1-1 (79).
  3. Кук Б. Поэтика аутизма в романе Е. И. Замятина «Мы» // Вестник Тамбовского университета. 2015. № 3 (143).
  4. Кучина Т. Г. Поэтика «я»-повествования в русской прозе конца XX – начала XXI в. Ярославль: Изд-во Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского, 2008.
  5. Мальтинская Н. А. История развития учения об аутизме // Концепт. 2017. № 11.
  6. Переверзева Д. С., Горбачевская Н. Л. Особенности зрительного восприятия у детей с расстройствами аутистического спектра // Современная зарубежная психология. 2013. Т. 2. № 2.
  7. Полева М. А. Языковое сознание подростка через призму внутренней речи персонажей художественной литературы // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2 «Филология и искусствоведение». 2012. № 2.
  8. Рожкова А. В. Теоретические основы детского аутизма: факторы, проявления, проблемы // Colloquium-journal. 2020. № 12 (64).
  9. Сергиенко Е. А. Модель психического как новая исследовательская парадигма когнитивной психологии // Ученые записки Казанского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2015. № 4.
  10. Сиголаева Л. М. Аутичный ребенок в подростковом центре // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 116.
  11. Шайхутдинова А. М. Лингвистические характеристики ненадежности нарратора (на материале современной британской литературы) // Вестник Брянского государственного университета. 2017. № 4 (34).

Информация об авторах

Свитенко Наталья Вячеславовна

к. филол. н., доц.

Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 31 января 2023.
  • Опубликована: 28 апреля 2023.

Ключевые слова

  • современная проза для подростков
  • психологическая интроспекция
  • аутистическое сознание
  • внутренняя речь
  • поток сознания
  • modern prose for teenagers
  • psychological introspection
  • autistic consciousness
  • inner speech
  • stream of consciousness

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)