• Научная статья
  • 28 апреля 2023
  • Открытый доступ

Средства выражения обратной связи в немецком языке

Аннотация

Цель исследования – выявить специфику средств выражения обратной связи / фидбэка в устной форме на немецком языке как вида речевого оценочного взаимодействия в профессиональной коммуникации. Научная новизна статьи определяется использованием мультимодального подхода для определения лингвистических и нелингвистических средств выражения обратной связи в немецком языке. Возможности мультимодального анализа позволяют учитывать как аудиальные данные речи, так и визуальную информацию во время говорения, например мимику и жесты. Полученные результаты показали, что обратная связь в процессе деловой коммуникации занимает важную позицию, служит регулятором в профессиональных взаимоотношениях. Она имеет характерные черты, структуру, качественно отличается от похвалы или критики. Мультимодальный анализ с носителями языка позволяет получить данные о доминантных средствах выражения исследуемой интенции. С точки зрения лингвистических средств она воспринимается как комплекс фонетических и лексико-синтаксических маркеров. В статье представлены также анализ невербальных и проксемических признаков фидбэка и перечень эмоциональных значений, сопровождающих его выражение.

Источники

  1. Абакумова О. В., Величкова Л. В. Механизм анализа звучащих текстов // Язык и текст. 2018. Т. 5. № 1.
  2. Кибрик А. А. Мультимодальная лингвистика. Когнитивные исследования. М.: Изд-во Института психологии Российской академии наук, 2010.
  3. Леутина М. А., Гагарин А. А., Николаева Ю. В. Проксемное и жестовое поведение в ситуациях конкуренции и сотрудничества. М.: Изд-во Института русского языка им. В. В. Виноградова Российской академии наук, 2022.
  4. Bateman J., Hiippala T., Wildfeuer J. Multimodalität. Grundlagen, Forschung und Analyse – eine problemorientierte Einführung. Berlin: De Gruyter, 2020.
  5. Feedbackinstrumente im Unternehmen. Grundlagen, Gestaltungshinweise, Erfahrungsberichte / hrsg. von I. Jöns, W. Bungard. Wiesbaden: Gabler, 2018.
  6. Guido K. Konstruktives Kritisieren. Grundlagen und Fallbeispiele. Paderborn: IFB Verlag Paderborn, 2004.
  7. Gunkel L. Akzeptanz und Wirkung von Feedback in Potenzialanalysen. Eine Untersuchung zur Auswahl von Führungsnachwuchs. München: Springer VS, 2014.
  8. Kanitz A. von. Feedbackgespräche. Freiburg: Haufe-Lexware, 2014.
  9. London M. Job Feedback: Giving, Seeking and Using Feedback for Performance Improvement. Mahwah – L.: Lawrence Erlbaum Associates Publishers, 2003.
  10. Mironovschi L. Komplimente und Komplimenterwiderungen im Russischen und im Deutschen: ein interkultureller Vergleich. Frankfurt am Main: Peter Lang Verlag, 2009.
  11. Nixdorf N. Höflichkeit im Englischen, Deutschen und Russischen. Marburg: Tectum-Verlag, 2002.
  12. Weisbach Ch.-R., Sonne-Neubacher P. Professionelle Gesprächsführung. München: Dt. Taschenbuch-Verlag, 1994.

Информация об авторах

Шурупова Татьяна Юрьевна

к. филол. н., доц.

Воронежский государственный педагогический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 16 февраля 2023.
  • Опубликована: 28 апреля 2023.

Ключевые слова

  • обратная связь
  • фидбэк
  • средства выражения
  • мультимодальный анализ
  • аудитивный анализ
  • feedback
  • means of expression
  • multimodal analysis
  • auditory analysis

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)