• Научная статья
  • 28 апреля 2023
  • Открытый доступ

Антиценностные категории англоязычных неологизмов деловой дискурсивной сферы

Аннотация

Цель исследования – определить основные антиценностные категории неологизмов в англоязычном деловом дискурсе. В основе модели ценностного сознания человека лежат идеи по принятию решений, установленных этическими и моральными ценностями, которые регулируют и направляют поведение людей в обществе. В статье рассматриваются ценности, которые общество отрицает и которые могут быть связаны с негативными эмоциями. На материале статей онлайн-словарей путем лингвоаксиологического анализа автором выявляются аксиологические и прагматические особенности выделенных тематических доминант. Научная новизна исследования заключается в детальном изучении неологических единиц английского делового дискурса, раскрытии природы их антиценностных смыслов. В результате было выявлено, что основные антиценностные категории англоязычного делового дискурса сосредоточены в тематическом пространстве неологических единиц, номинирующих участников дискурса, их взаимоотношения друг с другом, бизнес-деятельность, а также условия, способствовавшие ее развитию. Был отмечен также эксплицитно-имплицитный характер антиценностной семантики рассмотренных единиц.

Источники

  1. Айвазян Н. Б. Прагмааксиологическое моделирование языкового материала: постановка проблемы изучения // Профессиональная коммуникация: актуальные вопросы лингвистики и методики. 2019. № 12.
  2. Афанасьева О. Ю. Метод лингвокультурного моделирования аксиосферы этноспецифического дискурса // Филология и искусствоведение. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2012. № 12.
  3. Болотова Ю. С. Аксиологический аспект дискурса моды // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Лингвистика». 2011. № 4.
  4. Буряковская В. А. Коммуникативные характеристики массовой культуры в медийном дискурсе (на материале русского и английского языков): монография. Волгоград: Перемена, 2014.
  5. Гибатова Г. Ф. Аксиология в языке // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 2 (121).
  6. Григорьева В. С. Дискурс как элемент коммуникативного процесса: прагмалингвистический и когнитивный аспекты: монография. Тамбов: Изд-во Тамбовского государственного технического университета, 2007.
  7. Дробницкий О. Г. Мир оживших предметов. Проблема ценности и марксистская философия. М.: Политиздат, 1967.
  8. Ерофеева И. В. Аксиосфера современных СМИ: специфика и компоненты конструирования // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 8. 2009. Вып. 8.   
  9. Здановская Л. Б. Лингвистические аспекты проявления неискренности в условиях делового общения // Язык. Общество. Культура: сб. по мат. всерос. науч.-практ. конф. / отв. за вып. А. С. Усенко. Краснодар, 2019.
  10. Карасик В. И. О типах дискурса // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс: сб. науч. тр. Волгоград: Перемена, 2000.
  11. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002.   
  12. Катермина В. В. Аксиология английской политической неологии в массмедийном дискурсе // Аксиологические аспекты современных филологических исследований: тез. докл. междунар. науч. конф. (г. Екатеринбург, 15-17 октября 2019 г.) / отв. ред. Н. А. Купина. Екатеринбург: Ажур, 2019.
  13. Катермина В. В., Липириди С. Х. Прагматико-аксиологический потенциал сетевых английских неологизмов туристического дискурса: монография. Краснодар: Изд-во Кубанского государственного университета, 2021.
  14. Катермина В. В., Микитанова Т. С. Англоязычные неологизмы делового дискурса в лингвоаксиологическом аспекте // Креативная лингвистика: сб. науч. ст. Астрахань, 2021.
  15. Молодыченко Е. Н. Ценности и оценка в дискурсе консюмеризма: лингво-прагматический и критический анализ // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». 2016. № 3.
  16. Серебренникова Е. Ф. Аспекты аксиологического лингвистического анализа // Лингвистика и аксиология: этносемиометрия ценностных смыслов: коллективная монография / отв. ред. Л. Г. Викулова. М.: ТЕЗАУРУС, 2011.
  17. Agarwal Sh. Neuromarketing For Dummies // Journal of Consumer Marketing. 2014. Vol. 31 (4). DOI: 10.1108/jcm-12-2013-0811

Информация об авторах

Криворучко Ирина Сергеевна

Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 11 февраля 2023.
  • Опубликована: 28 апреля 2023.

Ключевые слова

  • антиценности
  • деловой дискурс
  • неологизм
  • оценка
  • ценности
  • anti-values
  • business discourse
  • neologism
  • evaluation
  • values

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)