• Научная статья
  • 28 апреля 2023
  • Открытый доступ

Семиозис в художественном тексте: достоверность и ирреальность

Аннотация

Цель исследования состоит в определении языковых средств художественного текста, обусловливающих корректность рецептивно-интерпретативной деятельности читателя с учетом экстра- и интралингвистических факторов, что способствует эффективному декодированию эстетического знака в координатах восприятия ирреального как достоверного на материале сказочной повести Ю. К. Олеши «Три толстяка». Научная новизна предпринятого исследования состоит в изучении прагмасемантического потенциала лексико-грамматических единиц и модальности, определяющих восприятие читателем ирреального как достоверного в художественном тексте. В результате установлено, что художественный вымысел и реальность образуют сложный синтез в процессе создания художественного текста. Семиозис в художественном тексте характеризуется реализацией трех этапов – денотацией, коннотацией и детерминацией интерпретации самим текстом, а направление семиотического процесса определяется достоверностью и ирреальностью, которые формируются и функционируют в художественном тексте в единстве. Ирреальное репрезентировано в таком тексте как достоверное, что обусловливает нерелевантность проблемы истинности/ложности в отношении текстового семантического пространства. Авторский замысел формирует координаты семиозиса вымысла, но «наполнение» этих координат собственно знаками ирреального и достоверного реализуется только в сознании читателя на основании импликатур модальности художественного текста.

Источники

  1. Аристотель. Об искусстве поэзии. М.: Гослитиздат, 1957.
  2. Барт Р. Мифологии. Изд-е 5-е. М.: Академический Проект, 2019.
  3. Бахтин М. М. Проблема текста: опыт философского анализа // Вопросы литературы. 1976. № 1.
  4. Борухов Б. Л. Онтология художественного текста // Художественный текст: онтология и интерпретация: сб. ст. Саратов: Изд-во Саратовского государственного педагогического института, 1992.
  5. Валентинова О. И., Денисенко В. Н., Преображенский С. Ю., Рыбаков М. А. Системный взгляд как основа филологической мысли. М.: ЯСК, 2016.
  6. Дымарский М. Я. Норма текстовости и стилевое варьирование // Художественный текст: онтология и интерпретация: сб. ст. Саратов: Изд-во Саратовского государственного педагогического института, 1992.
  7. Женетт Ж. Вымысел и слог: fictio et diction // Женетт Ж. Фигуры: в 2-х т. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998. Т. 1-2.
  8. Зельдович Г. М. Взаимоподобие смыслов и структура художественного текста // Слово.ру: балтийский акцент. 2020. № 1 (11).
  9. Клейменова В. Ю. Фикциональность и вымысел в художественном тексте // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2011. № 3.
  10. Костыря А. В. Категория вторичности в рамках лингвистики текста, теории семиозиса и когнитивных исследований // Гуманитарные исследования. История и филология. 2021. № 1.
  11. Красных В. В. Текст как единица дискурса // Международная юбилейная сессия, посвященная 100-летию со дня рождения акад. В. В. Виноградова: тез. докл. М., 1995.
  12. Кузнецова Анна В. Прагматика культурных кодов в художественном тексте // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2021. № 3.
  13. Лейдерман Н. Л. Текст и образ // Филологический класс. 2004. № 12.
  14. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М.: Гнозис, 1992.
  15. Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПб, 2010.
  16. Лотман Ю. М. Текст в тексте // Ученые записки Тартуского государственного университета. 1981. Вып. 567.
  17. Мейзерский В. М. Проблемы и перспективы семиотики текста // Художественный текст: онтология и интерпретация: сб. ст. Саратов: Изд-во Саратовского государственного педагогического института, 1992.
  18. Москальская О. И. Грамматика текста. М.: Высшая школа, 1981.
  19. Розин В. М. Расширительное истолкование семиотического подхода // Культура и искусство. 2020. № 9.
  20. Руднев В. П. Морфология реальности: исследования по философии текста. М.: Гнозис, 1996.
  21. Серкова Н. И. Предпосылки членения текста на сверхфразовом уровне // Вопросы языкознания. 1978. № 3.
  22. Степанов Ю. С. В мире семиотики // Семиотика: антология / сост. Ю. С. Степанов. М.: Академический Проект; Деловая книга, 2001.
  23. Фещенко В. В. Художественная коммуникация: от семиотических моделей к лингвоэстетической теории // Слово.ру: балтийский акцент. 2021. № 1 (12).
  24. Шмид В. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2003.
  25. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб.: Symposium, 2006.
  26. Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста. Изд-е 2-е, испр. и доп. М.: АСТ; CORPUS, 2016.
  27. Greimas A.-J. Semiotique et sciences socials. P.: Editions du Seuil, 1976.

Информация об авторах

Дзюбенко Анна Игоревна

к. филол. н., доц.

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 13 марта 2023.
  • Опубликована: 28 апреля 2023.

Ключевые слова

  • семиозис
  • художественный текст
  • достоверность
  • ирреальность
  • художественный вымысел
  • semiosis
  • literary text
  • authenticity
  • irreality
  • fiction

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)