• Научная статья
  • 28 апреля 2023
  • Открытый доступ

Манипулирование собеседником в ситуациях делового общения (на материале немецкого кинематографа)

Аннотация

В данной статье рассмотрены наиболее распространенные способы манипулирования собеседником в деловом общении немцев на примере диалогов из современных немецких фильмов. Авторы рассматривают основные принципы делового взаимодействия партнеров с целью выявления отхождения от норм коммуникативного поведения. Цель данной работы заключается в выявлении и описании основных тактик манипулирования в деловом общении немцев. В статье рассматриваются акты манипуляции, лингвистические единицы, используемые для дальнейшей способности узнавания акта манипуляции, а также выявляется ответная реакция немцев на попытки манипулирования. Предпринято также рассмотрение основные типы личности манипулятора в деловом общении. Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые представлены лингвистические единицы, присущие акту манипулирования в деловом общении немцев. В результате исследования было установлено, что основными тактиками поведения манипулятора в деловом общении являются его попытка отойти от принятых норм поведения в деловом общении немцев, создавая непривычные для манипулируемого ситуации (тактика отхождения от общепринятых норм), а также тактика обольщения, реализуемая посредством использования личностных качеств манипулятора.

Источники

  1. Аверченко Л. К. Управление поведением в организациях. Новосибирск: Изд-во Сибирской академии государственной службы, 2015.
  2. Булахтин М. А. Культурные детерминанты немецкого стиля переговоров // Вестник Прикамского социального института. 2020. № 1 (85).
  3. Горанчук В. В. Психология делового общения и управленческих воздействий. СПб. – М.: Нева; ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2003.
  4. Гурочкина А. Г. Манипулирование в лингвистике // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2003. № 3 (5).
  5. Дроздова Д. Р. Вербальные способы реализации манипулятивных стратегий в академическом дискурсе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 11.
  6. Куликова Л. В. Особенности русско-немецкой коммуникации как отражение конфронтации национальных коммуникативных стилей // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Лингвистика и межкультурная коммуникация». 2004. № 2.
  7. Лавриненко В. Н. Психология и этика делового общения. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
  8. Лебедева А. А. Социокультурная компетенция (на примере немецкого языка) // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2015. № 9 (720).
  9. Морозов М. А. Политические эвфемизмы как средство манипулирования в современной публицистике // Мир русского слова. 2015. № 1.
  10. Сосновская А. М. Деловая коммуникация и переговоры. СПб.: Изд-во Северо-Западной академии государственной службы, 2011.
  11. Шостром Э. Анти-Карнеги. М.: Попурри, 2005.
  12. Kirschner J. Manipulieren – aber richtig. Acht erfolgreiche Strategien, mit denen Sie auf andere Menschen Einfluss nehmen. Berlin: Nikol, 2012.

Информация об авторах

Газизов Рафаэль Аркадьевич

д. филол. н., проф.

Уфимский университет науки и технологий

Дильмухаметова Арина Валерьевна

к. филол. н.

Уфимский университет науки и технологий

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 2 марта 2023.
  • Опубликована: 28 апреля 2023.

Ключевые слова

  • деловое общение
  • манипуляция
  • менеджер
  • немецкий партнер
  • business communication
  • manipulation
  • manager
  • German partner

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)