• Научная статья
  • 10 июля 2023
  • Открытый доступ

Трагедия У. Шекспира «Макбет» как образец дегуманизации и секуляризации позднего Ренессанса

Аннотация

Целью данного исследования является определение особенностей процесса дегуманизации и секуляризации позднего Ренессанса в трагедии Шекспира «Макбет». Образ Макбета отражает гуманистическую идею свободной воли человека, который видит образец в себе и своих устремлениях. Стремясь любой ценой заполучить власть, Макбет обращается к демоническим существам – ведьмам. Демонизм соединяется с политикой, побуждая правителя искать помощи и защиты у потусторонних сил. Научная новизна исследования заключается в том, что трагедия «Макбет» анализируется в контексте философских и эстетических взглядов Шекспира и отражает идеи драматурга о том, что злые намерения коренятся не во внешних социально-политических причинах, а психологически обусловлены стремлением индивида достичь желаемого путем повышения своего статуса независимо от существующих моральных норм и представлений о законе и добродетели. Полученные результаты показали, что в трагедии «Макбет» Шекспир отразил религиозные, политические и духовные противоречия позднего Возрождения, показав, как дегуманизация и секуляризация позднего Возрождения сделали процесс трансформации гуманистических идеалов необратимым и в то же время пагубным для духовного состояния общества в целом.

Источники

  1. Аникст А. А. Послесловие к «Макбету» // Шекспир У. Полное собрание сочинений: в 8-ми т. / под общ. ред. А. Смирнова и А. Аникста. М.: Искусство, 1960. Т. 7.
  2. Аникст А. А. Ремесло драматурга. М.: Советский писатель, 1974.
  3. Белинский В. Г. Литературные мечтания. Эстетика и литературная критика: в 2-х т. М.: Художественная литература, 1959. Т. 1.
  4. Блум Х. Западный канон. Шекспир как центр канона // Иностранная литература. 1998. № 12.
  5. Буркхард Я. Культура Возрождения в Италии. М.: Юристъ, 1996.
  6. Делюмо Ж. Цивилизация Возрождения. Екатеринбург: У-Фактория, 2006.
  7. Комарова В. П. Шекспир и Монтень. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1983.
  8. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1978.
  9. Макиавелли Н. Государь. М. – Харьков: Эксмо; Фолио, 2006.
  10. Монтень М. Опыты: в 2-х т. М. – СПб.: Эксмо; Terra Fantastica, 2006. Т. 1.
  11. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Мн.: Харвест, 2007.
  12. Пушкин А. С. О романах Вальтера Скотта // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: в 10-ти т. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1962. Т. 6.
  13. Стрельникова Л. Ю. Любовь и закон в комедии У. Шекспира «Мера за меру» и поэме А. С. Пушкина «Анджело» // Знание. Понимание. Умение. 2020. № 4.
  14. Хаксли О. Шекспир и религия. 2007. URL: https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/haksli/shex_rel.php
  15. Шведов Ю. Ф. Эволюция шекспировской трагедии. М.: Искусство, 1975.
  16. Holinshed’s Chronicles. England, Scotland and Ireland: in 6 vols. / with a new introduction by V. F. Snow. N. Y.: AMS press, 1976. Vol. 1-6.

Информация об авторах

Стрельникова Лариса Юрьевна

к. филол. н., доц.

Армавирский государственный педагогический университет

Чернова Любовь Викторовна

к. филол. н., доц.

Армавирский государственный педагогический университет

Тарасова Ирина Игоревна

к. филол. н., доц.

Армавирский государственный педагогический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 13 мая 2023.
  • Опубликована: 10 июля 2023.

Ключевые слова

  • У. Шекспир
  • дегуманизация
  • макиавеллизм
  • демонизм
  • секуляризация христианства
  • W. Shakespeare
  • dehumanization
  • Machiavellianism
  • demonism
  • secularization of Christianity

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)