• Научная статья
  • 10 июля 2023
  • Открытый доступ

Самоконцепция героя и авторский замысел (на примере рассказа В. Пелевина «Ника»)

Аннотация

Цель исследования – выявление и описание способов самопрезентации и типа самоконцепции героя постмодернистского произведения литературы. Ее достижение позволило провести границу между художественным контекстом автора и художественным контекстом героя в текстах с перволичной формой повествования. Полученные результаты показали, что такое разграничение является очень важным, поскольку позволяет изучить особенности взаимодействия названных контекстов и механизмы формирования эстетико-смыслового контекста читателя, стимулирующего художественную активность и обуславливающего возникновение эстетической реакции. Рассуждения и аргументы, представленные в статье, проиллюстрированы примерами из рассказа В. Пелевина «Ника». Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые проведен комплексный лингвостилистический анализ внутренней речи главного героя и предложены способы экспликации скрытой в подтексте авторской интенции. Этот анализ показал, что в рассказе обнаруживается очевидная смысловая неоднородность и противоречивость, необходимая автору для того, чтобы, управляя процессом восприятия художественного смысла, ввести читателя в заблуждение, а концовкой рассказа вызвать неожиданную эмоциональную реакцию.

Источники

  1. Бахтин М. М. Автор и герой: к философским основам гуманитарных наук. СПб.: Азбука, 2000.
  2. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского // Бахтин М. М. Собрание сочинений: в 7-ми т. М.: Русские словари; Языки славянской культуры, 2002. Т. 6.
  3. Белоконь Н. А. «Авторская маска» как структурообразующий принцип повествовательной манеры современного автора // Восточнославянская филология. 2019. № 8.
  4. Богданова О. Постмодернизм в контексте современной русской литературы (60-90 годы XX века – начало XXI века). СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2004.
  5. Богданова О., Кибальник С., Сафронова Л. Литературные стратегии Виктора Пелевина. СПб.: Петрополис, 2008.
  6. Винокур Г. О. О языке художественной литературы. М.: URSS, 2021.
  7. Дымарский М. Я. Проблемы текстообразования и художественный текст (на материале русской прозы XIX-XX вв.). СПб.: URSS, 2020.
  8. Евтушенко О. В. Художественная речь как инструмент познания. М.: Языки славянской культуры, 2010.
  9. Жолковский А. К. Блуждающие сны. Статьи разных лет. М.: Азбука, 2016.
  10. Иванова О. С. Структура полифонической композиции и ее реализация в художественном тексте // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 36.
  11. Лаврова О. А., Миллер Л. В., Политова Л. В. Аффективное содержание художественного текста и национальная эстетическая традиция // Наука и культура России: мат. междунар. практ. конф. Самара: Изд-во Самарского государственного университета путей сообщения, 2022.
  12. Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М.: Ключ-С, 1999.
  13. Мельничук О. А. Типология художественных произведений с повествованием от первого лица // Вестник Якутского государственного университета. 2005. Т. 2. № 1.
  14. Современное зарубежное литературоведение (страны западной Европы и США). Энциклопедический справочник / под ред. И. П. Ильина и Е. А. Цургановой. М.: Интрада, 1996.

Информация об авторах

Миллер Людмила Владимировна

д. филол. н., доц.

Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 14 мая 2023.
  • Опубликована: 10 июля 2023.

Ключевые слова

  • постмодернистский текст
  • В. Пелевин
  • внутренний монолог
  • авторская позиция
  • ценностный контекст
  • postmodern text
  • V. Pelevin
  • internal monologue
  • author’s position
  • value context

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)