• Научная статья
  • 10 июля 2023
  • Открытый доступ

Коммуникативная категория достоверности в устном научно-популярном дискурсе

Аннотация

Статья посвящена изучению особенностей реализации коммуникативной категории достоверности в устном научно-популярном дискурсе в сети Интернет. Коммуникативная категория достоверности исследуется на материале лекций, размещенных на образовательной платформе «ПостНаука». Определены особенности видеолекций проекта «ПостНаука», которые указывают на необходимость рассмотрения русскоязычной онлайн-лекции как отдельного жанра научно-популярного дискурса. Описаны результаты анализа исследуемого материала: выделены маркеры проблемной достоверности, используемые лекторами для привлечения внимания аудитории и повышения вовлеченности слушателя в коммуникацию, в частности, изучена специфика употребления лексических средств в лекционных материалах на русском языке. Цель исследования – описать специфику выражения категории достоверности в тексте научно-популярной видеолекции по истории. Научная новизна исследования заключается в выявлении средств выражения категории достоверности в устном научно-популярном гуманитарном дискурсе с учетом выбора лектором оптимальных способов конструирования смыслов при передаче информации слушателям. В результате установлено, что трансляция научного знания широкой аудитории характеризуется наличием маркеров проблемной достоверности. К таким лингвистическим средствам относятся вводные слова, неопределенные местоимения, имена прилагательные и наречия с оценочным значением, лексемы с опустошенной семантикой, а также лексемы, требующие наличия общих для коммуникантов пресуппозиций в рамках одной языковой лингвокультуры.

Источники

  1. Беляева Е. И. Достоверность // Теория функциональной грамматики. Темпоральность. Модальность / отв. ред. А. В. Бондарко. Л.: Наука, 1990.
  2. Галухин А. В. К определению понятия достоверности с позиций теории обоснования // Социально-гуманитарные знания. 2021. № 4.
  3. Егоров Н. В. Способы взаимодействия адресанта и адресата в научно-популярном дискурсе // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия А «Гуманитарные науки». 2020. № 2.
  4. Матяшевская А. И. Вариантность и вариативность устного научно-популярного жанра // Жанры речи. 2017. № 2 (16).
  5. Панченко Н. Н. Достоверность как коммуникативная категория: автореф. дисс. ... д. филол. н. Волгоград, 2010.
  6. Панюкова С. А. Трансформация контента научно-популярного российского медиа «Постнаука» // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2022. № 4 (46).
  7. Реабилитация: как это было: в 3-х т. / сост.: А. Н. Артизов, Ю. В. Сигачев, В. Г. Хлопов, И. Н. Шевчук. М.: Международный фонд «Демократия», 2000. Т. 1. Март 1953 – февраль 1956.
  8. Савельев А. С. Научно-популярный дискурс в современной интернет-коммуникации: к постановке проблемы // Ученые записки Новгородского государственного университета. 2022. № 6 (45).
  9. Сахарова А. В. Языковые средства выражения объективной эпистемической модальности в научном дискурсе // Научный диалог. 2020. № 4.

Информация об авторах

Мочалова Дарья Анатольевна

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Евтушенко Татьяна Геннадьевна

к. филол. н., доц.

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 10 мая 2023.
  • Опубликована: 10 июля 2023.

Ключевые слова

  • категория достоверности
  • научно-популярный дискурс
  • видеолекция
  • category of reliability
  • popular science discourse
  • video lecture

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)