• Научная статья
  • 15 августа 2023
  • Открытый доступ

Мораль как субъект: вариативность оценочности и трансформация смыслов (на материале электронного корпуса немецкого языка DWDS-Korpus)

Аннотация

Цель исследования состоит в установлении семантических и аксиологических особенностей морали как субъекта. Научная новизна работы заключается в авторском подходе к анализу и описанию в моральном дискурсе метафор-словосочетаний с общим компонентом Moral. В результате исследования обнаружено, что абстрактное имя существительное Moral, базовым семантическим содержанием которого является объектность, претерпевает культурно и социально обусловленные изменения и способно трансформировать своё семантическое содержание в субъектность. Мораль как субъект имеет нестабильный статус, подвержена изменениям во времени, в пространстве и в количестве. Усиление её семантического содержания происходит за счёт использования метафтонимий Moral siegt и Moral sinkt, имеющих в своей семантике контекстуальные значения ВЕРХ и НИЗ, лежащие в основе концептуальных метафор ВЕРХ – это СИЛА, ДВИЖЕНИЕ ВНИЗ – это ПОТЕРЯ ЦЕННОСТИ. Установлено, что в немецком языковом сознании наблюдается вектор отрицательной направленности, а отсутствие нравственности является отличительным социальным признаком современного общества потребителей.

Источники

  1. Апресян Ю. Д. Избранные труды: в 2-х т. Изд-е 2-е, испр. и доп. М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. Т. 1. Лексическая семантика.
  2. Арбузова Н. А. Отражение ценностей современного общества в песенном дискурсе // Военно-правовые и гуманитарные науки Сибири. 2020. № 3 (5).
  3. Ахметгареева О. Ф. Репрезентация ценностей в президентском дискурсе Грузии // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия «Лингвистика и педагогика». 2020. Т. 10. № 2.
  4. Беданокова З. К., Гаврилова Б. А. Ситком как дискурс деградации духовных ценностей (эвокативный анализ телевизионных ситуационных комедий) // Вестник Адыгейского государственного университета. 2019. Вып. 4 (247).
  5. Галиано Е. А., Ковалькова Т. В., Дыро Е. В. Апелляция к культурным ценностям в испанском телевизионном рекламном дискурсе // На пересечении языков и культур. Актуальные вопросы гуманитарного знания. 2023. № 1 (25).
  6. Гулевец Н. А. Языковая фиксация национальных ценностей в корпоративном дискурсе Испании // Гуманитарные технологии в современном мире: сб. мат. VII междунар. науч.-практ. конф. Калининград, 2019.
  7. Дейк Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация / пер. с англ.; сост. В. В. Петрова; под ред. В. И. Герасимова; вступит. ст. Ю. Н. Караулова и В. В. Петрова. М.: Прогресс, 1989.
  8. Дружина Н. Л., Лавицкий А. А. Аксиологический диапазон публицистического дискурса: ценность «семья» (на материале немецкой периодической печати) // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2021. № 1.
  9. Иванова Е. А. Специфика репрезентации идеологемы «западные ценности» в американском медийном дискурсе (на материале английского языка) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12. Вып. 12.
  10. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002.
  11. Кутырев В. А. Время Mortido // Вопросы философии. 2011. № 7.
  12. Ма Т. Ю., Коваленко Т. В. Языковая объективация ценностей британского политического дискурса в текстах выступлений премьер-министров страны в 1997-2021 годах // Вестник Амурского государственного университета. 2022. Вып. 96.
  13. Макаров М. Л. Основы теории дискурса. М.: Гнозис, 2003.
  14. Малинович Ю. М. Экспрессия и смысл предложения: проблемы эмоционально-экспрессивного синтаксиса. Иркутск: Изд-во Иркутского государственного университета, 1989.
  15. Неволина К. В. Дискурсивное пространство морали: содержание, структура, специфика (на материале немецкого языка) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 15. Вып. 11.
  16. Серебренникова Е. Ф. Аспекты аксиологического лингвистического анализа // Лингвистика и аксиология: этносемиометрия ценностных смыслов: коллективная монография / отв. ред. Л. Г. Викулова. М.: ТЕЗАУРУС, 2011.
  17. Третьякова Е. В., Хахалова С. А. Лингвоаксиологическое осмысление интегративного пространства рекламного туристского дискурса // Казанская наука. 2021. № 6.
  18. Хахалова С. А. Метафора в аспектах языка, мышления и культуры: монография. Изд-е 2-е, испр. и доп. Иркутск: Изд-во Иркутского государственного лингвистического университета, 2011.
  19. Хахалова С. А. Новые сценарии в ментальной модели мира человека, обусловленные вызовами времени // Система менеджмента качества: опыт и перспективы. 2021. Вып. 10.
  20. Хахалова С. А., Третьякова Е. В. Случаи конвергенции метафоры и метонимии и функционирование метафтонимии в рекламном туристском дискурсе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 14. Вып. 1.
  21. Хомутова Т. Н. Вербализация культурных ценностей в англоязычном научном дискурсе // Лингвокультурные ценности в языковом сознании и коммуникативной практике: мат. междунар. науч. конф. / науч. ред. В. И. Карасик, Ван Минъюй. Тяньцзинь, 2019.
  22. Чупрына О. Г., Баранова К. М. Social and Cultural Values in American Web-Based Discourse // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Лингвистика». 2022. № 4.
  23. Шарманова О. С. Метафора, метонимия, метафтонимия. Способы концептуализации грузино-российского конфликта (на примере немецкоязычных СМИ): автореф. дисс. … к. филол. н. Иркутск, 2012.
  24. Шушарина Г. А. Репрезентация ценностей в дискурсивном пространстве разового политического дискурса // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. 2020. № 4 (44).
  25. Fauconnier G., Turner M. Mental Spaces: Conceptual Integration Networks // Cognitive Linguistics: Basic Readings / ed. by D. Geeraerts. Berlin – N. Y.: Mouton de Gruyter, 2006.
  26. Hausmann F. J. Le dictionnaire des collocations // Wörterbücher. Ein internationales Handbuch zur Lexikographie: in 3 Teilen / hrsg. von F. J. Hausmann. Berlin – N. Y.: De Gruyter, 1989. Teil 1.
  27. Haverkamp A. Theorie der Metapher. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1983.

Информация об авторах

Хахалова Светлана Алексеевна

д. филол. н., проф.

Иркутский государственный медицинский университет

Неволина Ксения Викторовна

к. филол. н.

Иркутский государственный медицинский университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 13 июня 2023.
  • Опубликована: 15 августа 2023.

Ключевые слова

  • метафора
  • метафтонимия
  • мораль
  • моральный дискурс
  • оценочность
  • metaphor
  • metaphtonymy
  • morality
  • moral discourse
  • evaluativeness

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)