• Original research article
  • August 15, 2023
  • Open access

Morality as a subject: Variability of evaluativeness and transformation of meanings (based on the material of the electronic corpus of the German language DWDS-Korpus)

Abstract

The aim of the study is to determine the semantic and axiological features of morality as a subject. The scientific novelty of the work lies in the authors’ approach to analysing and describing metaphors-phrases with the common component ‘Moral’ in moral discourse. As a result of the study, it has been found that the abstract noun ‘Moral’, the basic semantic content of which is objectivity, undergoes culturally and socially conditioned changes and is able to transform its semantic content into subjectivity. Morality as a subject has an unstable status, is prone to changes in time, space and quantity. The strengthening of its semantic content is due to the use of the metaphtonymies ‘Moral siegt’ and ‘Moral sinkt’, which have the contextual meanings of UP and DOWN in their semantics, underlying the conceptual metaphors UP is STRENGTH, DOWNWARD MOVEMENT is THE LOSS OF VALUE. It has been found that in the German linguistic consciousness, there is a vector of negative orientation, while the lack of morality is a distinctive social feature of modern consumer society.

References

  1. Апресян Ю. Д. Избранные труды: в 2-х т. Изд-е 2-е, испр. и доп. М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. Т. 1. Лексическая семантика.
  2. Арбузова Н. А. Отражение ценностей современного общества в песенном дискурсе // Военно-правовые и гуманитарные науки Сибири. 2020. № 3 (5).
  3. Ахметгареева О. Ф. Репрезентация ценностей в президентском дискурсе Грузии // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия «Лингвистика и педагогика». 2020. Т. 10. № 2.
  4. Беданокова З. К., Гаврилова Б. А. Ситком как дискурс деградации духовных ценностей (эвокативный анализ телевизионных ситуационных комедий) // Вестник Адыгейского государственного университета. 2019. Вып. 4 (247).
  5. Галиано Е. А., Ковалькова Т. В., Дыро Е. В. Апелляция к культурным ценностям в испанском телевизионном рекламном дискурсе // На пересечении языков и культур. Актуальные вопросы гуманитарного знания. 2023. № 1 (25).
  6. Гулевец Н. А. Языковая фиксация национальных ценностей в корпоративном дискурсе Испании // Гуманитарные технологии в современном мире: сб. мат. VII междунар. науч.-практ. конф. Калининград, 2019.
  7. Дейк Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация / пер. с англ.; сост. В. В. Петрова; под ред. В. И. Герасимова; вступит. ст. Ю. Н. Караулова и В. В. Петрова. М.: Прогресс, 1989.
  8. Дружина Н. Л., Лавицкий А. А. Аксиологический диапазон публицистического дискурса: ценность «семья» (на материале немецкой периодической печати) // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2021. № 1.
  9. Иванова Е. А. Специфика репрезентации идеологемы «западные ценности» в американском медийном дискурсе (на материале английского языка) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12. Вып. 12.
  10. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002.
  11. Кутырев В. А. Время Mortido // Вопросы философии. 2011. № 7.
  12. Ма Т. Ю., Коваленко Т. В. Языковая объективация ценностей британского политического дискурса в текстах выступлений премьер-министров страны в 1997-2021 годах // Вестник Амурского государственного университета. 2022. Вып. 96.
  13. Макаров М. Л. Основы теории дискурса. М.: Гнозис, 2003.
  14. Малинович Ю. М. Экспрессия и смысл предложения: проблемы эмоционально-экспрессивного синтаксиса. Иркутск: Изд-во Иркутского государственного университета, 1989.
  15. Неволина К. В. Дискурсивное пространство морали: содержание, структура, специфика (на материале немецкого языка) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 15. Вып. 11.
  16. Серебренникова Е. Ф. Аспекты аксиологического лингвистического анализа // Лингвистика и аксиология: этносемиометрия ценностных смыслов: коллективная монография / отв. ред. Л. Г. Викулова. М.: ТЕЗАУРУС, 2011.
  17. Третьякова Е. В., Хахалова С. А. Лингвоаксиологическое осмысление интегративного пространства рекламного туристского дискурса // Казанская наука. 2021. № 6.
  18. Хахалова С. А. Метафора в аспектах языка, мышления и культуры: монография. Изд-е 2-е, испр. и доп. Иркутск: Изд-во Иркутского государственного лингвистического университета, 2011.
  19. Хахалова С. А. Новые сценарии в ментальной модели мира человека, обусловленные вызовами времени // Система менеджмента качества: опыт и перспективы. 2021. Вып. 10.
  20. Хахалова С. А., Третьякова Е. В. Случаи конвергенции метафоры и метонимии и функционирование метафтонимии в рекламном туристском дискурсе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 14. Вып. 1.
  21. Хомутова Т. Н. Вербализация культурных ценностей в англоязычном научном дискурсе // Лингвокультурные ценности в языковом сознании и коммуникативной практике: мат. междунар. науч. конф. / науч. ред. В. И. Карасик, Ван Минъюй. Тяньцзинь, 2019.
  22. Чупрына О. Г., Баранова К. М. Social and Cultural Values in American Web-Based Discourse // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Лингвистика». 2022. № 4.
  23. Шарманова О. С. Метафора, метонимия, метафтонимия. Способы концептуализации грузино-российского конфликта (на примере немецкоязычных СМИ): автореф. дисс. … к. филол. н. Иркутск, 2012.
  24. Шушарина Г. А. Репрезентация ценностей в дискурсивном пространстве разового политического дискурса // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. 2020. № 4 (44).
  25. Fauconnier G., Turner M. Mental Spaces: Conceptual Integration Networks // Cognitive Linguistics: Basic Readings / ed. by D. Geeraerts. Berlin – N. Y.: Mouton de Gruyter, 2006.
  26. Hausmann F. J. Le dictionnaire des collocations // Wörterbücher. Ein internationales Handbuch zur Lexikographie: in 3 Teilen / hrsg. von F. J. Hausmann. Berlin – N. Y.: De Gruyter, 1989. Teil 1.
  27. Haverkamp A. Theorie der Metapher. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1983.

Author information

Svetlana Alexeyevna Khakhalova

Dr

Irkutsk State Medical University

Ksenia Viktorovna Nevolina

PhD

Irkutsk State Medical University

About this article

Publication history

  • Received: June 13, 2023.
  • Published: August 15, 2023.

Keywords

  • метафора
  • метафтонимия
  • мораль
  • моральный дискурс
  • оценочность
  • metaphor
  • metaphtonymy
  • morality
  • moral discourse
  • evaluativeness

Copyright

© 2023 The Author(s)
© 2023 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)