• Научная статья
  • 15 августа 2023
  • Открытый доступ

Морфологические и синтаксические особенности башкирских рекламных текстов (на материале периодических изданий)

Аннотация

Цель исследования – выявление морфологических и синтаксических особенностей рекламных текстов в башкирском языке. В статье уточняются понятие «рекламный текст» и его структурные элементы. Основное внимание в исследовании уделяется описанию морфологических и синтаксических особенностей башкирских рекламных текстов на примере газетных изданий «Башҡортостан» («Башкортостан»), «Киске Өфө» («Вечерняя Уфа») и «Торатау» за 2022-2023 годы. Научная новизна исследования заключается в том, что нами впервые предлагается анализ современных башкирских рекламных текстов на уровне морфологии и синтаксиса. В результате доказано, что рекламный текст в башкирских газетных изданиях представляет собой эффективное использование разнообразных языковых средств различных уровней, его прагматический аспект проявляется в выборе грамматических единиц и особого синтаксиса. Функционирование морфологических средств в рекламных текстах характеризуется информативностью, императивностью, прагматичностью, эмоциональностью и придает тексту выразительность, эффективность, усиливает смысловую нагрузку. Особое значение в синтаксисе рекламного текста приобретает использование простых, односоставных предложений, подчинительных связей, вводных конструкций, инверсии, вопросов и восклицаний. В представленной статье рекламные тексты носят информативно-описательный характер.

Источники

  1. Азнабаев А. М. Синтаксис сложного предложения башкирского языка. Уфа: Гилем, 2007.
  2. Баскаков Н. А. Историко-типологическая морфология тюркских языков: структура слова и механизм агглютинации. М.: Наука, 1979.
  3. Валиева Г. Д. Структурная организация описательных микротекстов в башкирском языке: автореф. дисс. … к. филол. н. Уфа, 2002.
  4. Грамматика башкирского языка: в 3-х т. Уфа: Китап, 2018. Т. 2. Морфология / отв. ред. Х. В. Султанбаева.
  5. Грамматика башкирского языка: в 3-х т. Уфа: Китап, 2018. Т. 3. Синтаксис / отв. ред. А. М. Азнабаев, Ф. С. Тикеев.
  6. Дмитриев Н. К. Грамматика башкирского языка. М. – Уфа: Наука, 2008.
  7. Зайнуллин М. В. Современный башкирский литературный язык. Морфология. Уфа, 2013.
  8. Имшинецкая И. Креатив в рекламе. М., 2002.
  9. Искужина Ф. С. Текст и средства его организации в современном башкирском языке. Уфа, 2000.
  10. Ишбулатов Н. Х., Зайнуллин М. В. Современный башкирский литературный язык. Фонетика. Морфология. Уфа, 1986.
  11. Леутко М. А., Назар Р. Н. Композиционные и морфологические особенности рекламных текстов // Идеи. Поиски. Решения: сб. ст. и тез. XVI междунар. науч.-практ. конф. преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов. Мн.: Изд-во Белорусского государственного университета, 2022.
  12. Сазонова И. А. Структурно-функциональные особенности печатного рекламного текста на различных этапах жизненного цикла товара (ЖЦТ): автореф. дисс. … к. филол. н. М., 2006.
  13. Саитбатталов Г. Г. Башкирский язык: в 2-х т. Уфа, 1999. Т. 1. Синтаксис простого предложения.
  14. Саитбатталов Г. Г. Башкирский язык: в 2-х т. Уфа, 2002. Т. 2. Синтаксис сложного предложения.
  15. Тикеев Д. С. Исследования по синтаксису простого предложения современного башкирского языка. Уфа, 1999.
  16. Тикеев Д. С. Основы синтаксиса современного башкирского языка. М.: Наука, 2004.
  17. Тикеев Д. С., Тикеев Ф. С. Современный башкирский язык. Синтаксис. Уфа: Гилем, 2008.
  18. Усманова М. Г. Функционально-семантическая классификация глаголов башкирского языка. Уфа, 2002.
  19. Фещенко Л. Г. Структура рекламного текста. СПб., 2003.

Информация об авторах

Ганиева Зульфия Юрисовна

Уфимский университет науки и технологий

Абдуллина Гульфира Рифовна

д. филол. н., проф.

Уфимский университет науки и технологий

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 19 июня 2023.
  • Опубликована: 15 августа 2023.

Ключевые слова

  • башкирский язык
  • морфология
  • синтаксис
  • рекламный текст
  • периодика
  • Bashkir language
  • morphology
  • syntax
  • advertising text
  • periodicals

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)