• Научная статья
  • 17 августа 2023
  • Открытый доступ

Актуализация англоязычной лексемы “food” как ключевой когнитивной единицы гастрономического дискурса в русском языковом цифровом пространстве интернет-коммуникации

Аннотация

Цель работы – выявить особенности англоязычной лексемы “food” и её словосочетаний как ключевой единицы гастрономического дискурса в языковом цифровом пространстве интернет-коммуникации современного русского языка. В статье рассмотрено многоуровневое вхождение англоязычной лексемы “food” и её словосочетаний в принимающем языке, описан структурно-образовательный аспект, предложена тематическая характеристика и приведены лингвопрагматические функции. Научная новизна работы заключается в комплексном исследовании особенностей англоязычной лексемы “food”, основываясь на русском языковом цифровом материале интернет-коммуникации. В результате исследования было обнаружено 128 англоязычных заимствованных единиц с ключевым компонентом “food” или «фуд», обозначены 13 тематических подгрупп англоязычных заимствований; определены такие тематические подгруппы, как «Инструменты, предметы, средства», «Профессии и должности», «Помещения», «Названия организаций», «Интернет», «Бизнес», «Разное», которые содержат наибольшее количество словосочетаний с ключевым компонентом “food” или «фуд» и отражают когнитивное усложнение мира, производственных процессов, изменения образа жизни людей в мировом масштабе.

Источники

  1. Алюнина Ю. М. Блог как источник новейших англицизмов: на материале текстов интернет-дискурса моды // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия «Лингвистика и межкультурная коммуникация». 2019. Т. 17. № 4. DOI: 10.25205/1818-7935-2019-17-4-78-91
  2. Ахметшина Ю. В. Современные англоязычные заимствования и проблема межвариантности в свете общей теории заимствования // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 1 (80).
  3. Бондаренко О. Р. Современная дилемма. Овладение английским языком и сохранение русскоязычной идентичности? // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Лингвистика и межкультурная коммуникация». 2020. № 3. DOI: 10.17308/lic.2020.3/2925
  4. Голованова Е. И. Новые названия лиц по профессии и должности в русском языке // Вестник Челябинского государственного университета. Филологические науки. 2015. № 27 (382). Вып. 98.
  5. Дедюхин А. А., Дедюхина А. Г. Лингвопрагматические функции англоязычных заимствований в текстах рекламы // Междисциплинарные аспекты лингвистических исследований: сб. науч. тр. / под ред. В. И. Тхорика, В. В. Катерминой, А. М. Прима, А. В. Самойловой. Краснодар: Изд-во Кубанского государственного университета, 2020.
  6. Земскова А. Ю. Лингвосемиотические характеристики англоязычного гастрономического дискурса: автореф. дисс. … к. филол. н. Волгоград, 2009.
  7. Зорина А. В. Англицизмы в современном русском языке (на примере интернет-лексики) // Казанский лингвистический журнал. 2018. Т. 1. № 2 (1).
  8. Ляшева М. Н. Функционирование идеологем в современном развлекательном интернет-дискурсе: дисс. … к. филол. н. Ростов н/Д, 2019.
  9. Минеева З. И. Контаминация в образовании номинаций человека // Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». 2015. Т. 25. Вып. 2.
  10. Мюллер А. Об отражении пандемии в разнокультурных лингвистических ландшафтах (на примере элементов публичного пространства Минска, Нюрнберга и Варшавы) // Коммуникативные исследования. 2020. Т. 7. № 4. DOI: 10.24147/2413-6182.2020.7(4).846-864
  11. Олянич А. В. Гастрономический дискурс // Дискурс-Пи. 2015. № 2 (19).
  12. Олянич А. В. Гастрономический дискурс в системе массовой коммуникации (семантико-семиотические характеристики) // Массовая культура на рубеже ХХ-ХХI веков: человек и его дискурс: сб. науч. тр. М.: Азбуковник, 2003.
  13. Сигидов Ю. И., Кочкина В. П. Англоязычное заимствование в русской экономической терминологии // Вестник Академии знаний. 2019. № 30 (1).
  14. Смагина Е. С. Лингвистические особенности гастрономического дискурса // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. № 8-1 (59). DOI: 10.24412/2500-1000-2021-8-1-132-135
  15. Тихонова А. Н., Яруллина А. Ш. Англоязычные заимствования в экономической лексике русского языка // Казанский вестник молодых ученых. Педагогические науки. Лингвопедагогика. 2018. Т. 2. № 3 (6).
  16. Ундрицова М. В. Гастрономический дискурс: лингвокультурологические и переводческие аспекты // Вестник Московского университета. Серия 22 «Теория перевода». 2012. № 2.
  17. Хонимкулова Ф. Р. Англицизмы в современном русском языке // Academic Research in Educational Science. 2021. Vol. 2. No. 5.
  18. Fairclough N. Language and Globalization. L., 2006.
  19. Piller I., Zhang J., Li J. Linguistic Diversity in a Time of Crises: Language Challenges of the COVID-19 Pandemic // Multilingua. 2020. Vol. 39. Iss. 5. DOI: 10.1515/multi-2020-0136

Информация об авторах

Дедюхина Анна Геннадьевна

к. филол. н.

Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 19 июня 2023.
  • Опубликована: 17 августа 2023.

Ключевые слова

  • англоязычная лексема
  • многоуровневое вхождение
  • языковое цифровое пространство
  • ключевая когнитивная единица
  • гастрономический дискурс
  • English lexeme
  • multilevel entry
  • linguistic digital space
  • key cognitive unit
  • gastronomic discourse

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)