• Научная статья
  • 17 августа 2023
  • Открытый доступ

Интертекстуальность как прием поэтики трагедии Ильгиза Зайниева «Мадина»

Аннотация

Цель исследования – выявить интертекстуальные связи и художественно-поэтические особенности трагедии татарского драматурга Ильгиза Зайниева «Мадина». В статье рассматривается диалог между трагедией «Мадина» и древнегреческой «Медеей» Еврипида на уровне образов и сюжета. Приведены примеры из истории тюрко-татарской словесности, связанные с античностью. Обнаружено влияние стиля английского классика У. Шекспира на текст И. Зайниева. Показано своеобразие поэтики и стиля трагедии «Мадина». Научная новизна исследования заключается в том, что впервые произведение современной татарской драматургии рассматривается во взаимосвязи с античным образцом, выявляется роль феномена интертекстуальности в трагедии И. Зайниева как способа, определяющего включенность произведения в широкий общечеловеческий контекст и способствующего универсализации изображаемого. В результате доказано, что морально-исторический и культурно-эстетический опыт предшествующей эпохи, «чужое слово» позволили автору выявить общечеловеческий смысл изображаемой им трагедии отдельной личности.

Источники

  1. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс; Универс, 1994.
  2. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики: исследования разных лет. М.: Художественная литература, 1975.
  3. Ганиева Р. Нәзыйрәчелектән – интертекстуальлеккә – әңгәмәдәшчелеккә таба // Әдәби мирас һәм текстология. Икенче чыгарылыш. Казан, 2011.
  4. Жилина Е. А. Эстетическое основание интертекстуальности в литературе // Мировоззренческие основания культуры современной России: сб. науч. тр. IX междунар. науч.-практ. конф. (г. Магнитогорск, 10-12 мая 2018 г.). Магнитогорск: Изд-во Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова, 2018. Вып. 9.
  5. Закирзянов А. М. Современная татарская драматургия (2016-2020 гг.): проблематика и поэтика // Национальные литературы в контексте культурной интеграции: мат. междунар. круглого стола (г. Казань, 9 июня 2021 г.) / сост. Л. Р. Надыршина, Ф. Х. Миннуллина. Казань: Изд-во Института языка, литературы и искусства имени Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан, 2021.
  6. Миннегулов Х. Тюрко-татарская словесность в контексте межлитературных связей: монография. Казань: Ихлас, 2017.
  7. Миннуллина Ф. Х. Жанр драмы в татарской драматургии рубежа XX-XXI веков. Казань: Изд-во Института языка, литературы и искусства имени Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан, 2019.
  8. Смирнов И. П. Порождение интертекста. Элементы интертекстуального анализа с примерами из творчества Б. Л. Пастернака. Изд-е 2-е. СПб., 1995.
  9. Хализев В. Е. Драма как род литературы (Поэтика, генезис, функционирование). М.: Изд-во Московского университета, 1986.
  10. Чуненкова Е. Трагедии Шекспира через призму колористики и контрастов. 2017. URL: https://literaguru.ru/tragedii-shekspira-cherez-prizmu-koloristiki-i-kontrastov/

Информация об авторах

Макарова Венера Файзиевна

д. филол. н., доц.

Институт языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан, г. Казань

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 16 июня 2023.
  • Опубликована: 17 августа 2023.

Ключевые слова

  • жанр
  • интертекстуальность
  • поэтика
  • татарская драматургия ХХI века
  • экзистенциальная ирония
  • genre
  • intertextuality
  • poetics
  • Tatar drama of the XXI century
  • existential irony

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)