• Научная статья
  • 19 сентября 2023
  • Открытый доступ

Эмотивная компонента манипулятивных тактик (на материале русскоязычных текстов средств массовой информации)

Аннотация

Цель исследования заключается в описании прагмалингвистических особенностей эмоциогенности воздействующих текстов современных средств массовой информации. Научная новизна статьи определяется реализацией комплексного психо- и прагмалингвистического анализа природы категории эмотивности современных текстов средств массовой информации. В результате доказано, что воздействие на эмотивную сферу индивида способствует значительному усилению манипулятивного воздействия при условии, что в соответствии с прагматическими интенциями автора в план содержания воздействующего текста закладывается совокупность эмотем, ориентированных на реципиента в конкретных условиях общения и реализованных языковыми маркерами и средствами выражения эмоций.

Источники

  1. Вирен Г. Третья мировая… информационная. М.: Звонница-МГ, 2018.
  2. Волкогонов Д. А. Психологическая война: подрывные действия империализма в области общественного сознания. М.: Воениздат, 1983.
  3. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001.
  4. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. Век XXI. М.: Алгоритм, 2015.
  5. Кастельс М. Власть коммуникации / пер. Н. Тылевич. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020.
  6. Кунин А. В. Курс фразеологии современного английского языка: учеб. пособие. М.: Высшая школа, 1986.
  7. Кучумов Д. О. Семантический анализ информационной войны в политике: на примере осетино-ингушского конфликта: автореф. дисс.. к. полит. н. Ростов н/Д, 2007.
  8. Москвин В. П. Аргументативная риторика: теоретический курс для филологов. Ростов н/Д: Феникс, 2008.
  9. Чудинов А. П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры (1991-2000). Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2001.
  10. Шаховский В. И. Обоснование лингвистической теории эмоций // Вопросы психолингвистики. 2019. № 1 (39).
  11. Шаховский В. И. Эмотивный компонент значения и методы его описания: учеб. пособие к спецкурсу. Волгоград, 1983.

Информация об авторах

Балканов Илья Владимирович

к. филол. н., доц.

Московский государственный институт международных отношений (МГИМО); Военный университет Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва

Муравлева Валерия Романовна

к. филол. н., доц.

Московский энергетический институт

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 7 августа 2023.
  • Опубликована: 19 сентября 2023.

Ключевые слова

  • эмотивность
  • прагматика
  • манипуляция
  • информационная война
  • речевая тактика
  • emotivity
  • pragmatics
  • manipulation
  • information warfare
  • speech tactics

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)