• Научная статья
  • 29 сентября 2023
  • Открытый доступ

Отражение профессиональных установок языковой личности в образе пожарного в сказке И. В. Зартайской «Весёлый пожарный»

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению профессиональных установок языковой личности пожарного на примере образа пожарного в сказке И. В. Зартайской «Весёлый пожарный». Научная новизна исследования обусловлена тем, что ранее профессиональные установки в структуре языковой личности пожарного не изучались: впервые было установлено, что языковая модель пожарного реализует себя в стереотипах, связанных с понятиями «серьёзность» и «мужественность», а также обозначены особенности речевой деятельности профессионала, соответствующие данным категориям. При этом для исследования использовался художественный текст, в то время как ранее языковая личность пожарного изучалась только в рамках делового общения. Отсюда целью работы было выявление профессиональных установок пожарного в его речевом взаимодействии. Результатом исследования образа пожарного в сказке И. В. Зартайской «Весёлый пожарный» стало обнаружение профессиональных установок, связанных с понятиями «серьёзность» и «мужественность», исключающими речевое поведение в форме поддразнивания, исполнения юмористических песен, шуток, улыбок и т. п., а также подразумевающими использование речевых средств и приёмов, обусловливающих успешное разрешение экстремальной ситуации, например эмпатического слушания, контактоустанавливающего диалога, спокойного тона голоса и др. Таким образом, представленные в произведении речевые характеристики главного героя отражают профессиональные установки языковой личности пожарного, соотносящиеся с категориями «серьёзность» (речевое поведение «человека в форме» не допускает экспрессии развлечения, комизма и демонстрации остроумия, поскольку концепт СЕРЬЁЗНОСТЬ обозначает нравственный критерий, мерилом которого выступают чувство меры и отсутствие каких-либо игровых форм речевого поведения) и «мужественность» (речевая деятельность пожарного определяется умениями верно интерпретировать информацию и разрешать конфликты в чрезвычайной ситуации, использовать речевые тактики поддержки, а также навыками владения голосом и чёткого звукопроизношения).

Источники

  1. Афанасьев А. Ю. Состояние безопасности органов предварительного расследования в отечественном законодательстве // Наука. Мысль: электронный юридический журнал. 2016. № 8-2. Т. 6.
  2. Беглова Е. И. Крылатые слова, пословицы и фразеологизмы, отражающие сферу права, с позиций русской народной культуры // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2022. № 1.
  3. Буяновская Н. И., Щукина Н. Г. Роль коммуникативной культуры как элемента профессиональной подготовки будущих сотрудников МЧС // Пожарная и техносферная безопасность: проблемы и пути совершенствования. 2020. № 3.
  4. Ван Яньбин. Викисловарь как лексикографическое «Зеркало эпохи» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 1-1 (79).
  5. Волкова К. М., Обрезков А. А. К вопросу о формировании языковой личности сотрудника ГПС МЧС России // Пожарная и аварийная безопасность: сб. мат. XI междунар. науч.-практ. конф., посвящ. Году пожарной охраны. Иваново: Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 2016.
  6. Высоцкая И. В., Перфильева Е. Ю. Типология способов трансформации прецедентного текста в газетном заголовке // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия «История. Филология». 2010. № 6. Т. 9.
  7. Гришина Е. В., Шевелева В. В. Структура и функции профессионального подъязыка сотрудников системы МЧС // Иностранные языки и литература в международном образовательном пространстве: мат. VI междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2017.
  8. Джелиева З. Т., Быдтаева Э. Л. Юмор как средство успешной коммуникации // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. Т. 9. № 4.
  9. Еремина Н. Ю. Профессиональная установка как важнейшая составляющая профессионального становления педагога-психолога в процессе обучения в вузе // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2008. № 6-1.
  10. Карасик В. И. Язык социального статуса. М.: Гнозис, 2002.
  11. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М.: ЛИБРОКОМ, 2014.
  12. Киклевич А. К. Двенадцать функций языка // Мир русского слова. 2009. № 3.
  13. Кравцов А. В., Хлоповских Ю. Г. Психологическая характеристика профессиональной деятельности сотрудника ГПС МЧС России // Проблемы обеспечения безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2015. № 1-2.
  14. Лопанова Е. В. Возможности применения инфокоммуникационных технологий для развития лексической культуры обучающихся в вузах МЧС России // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Педагогика». 2019. № 3.
  15. Лопатченко А. А. Коммуникативная компетентность личности современного пожарного // Вестник Башкирского университета. 2007. Т. 12. № 4.
  16. Мелих Ю. Б. Шутовство как форма выражения философского смысла // Соловьёвские исследования. 2018. № 1.
  17. Мочелевская Е. В. Системные параметры организации лексики в профессиональном подъязыке пожарной охраны // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2013. № 29.
  18. Мухаметов Д. Б. Молчание как компонент русской культуры // Вестник Нижегородского университета им. Н. А. Лобачевского. 2012. № 3.
  19. Ненько Ю. П. Профессиональный дискурс будущего специалиста в области пожарной безопасности // Современная педагогика. 2013. № 8.
  20. Новицкая А. С. Концепт веселья в творчестве Егора Летова // Русская рок-поэзия: текст и контекст. 2011. № 12.
  21. Нормуродова Н. З. Художественный дискурс и языковая личность в свете актуальных лингвистических направлений: парадигмы знания, основные принципы и тенденции развития // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Лингвистика и межкультурная коммуникация». 2015. № 2.
  22. Панова М. Н. Языковая личность государственного служащего: опыт лингвометодического исследования: монография. М.: Изд-во РУДН, 2004.
  23. Самарская Т. Б., Мартиросьян Е. Г. Художественный дискурс: специфика составляющих и особенности организации художественного текста // Сфера услуг: инновации и качество. 2012. № 10.
  24. Свиридов С. В. Сатирические куплеты как литературный жанр // Сибирский филологический журнал. 2016. № 2.
  25. Соломатин С. А. Игра и серьёзность: к проблеме пуэризма современной культуры // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2012. № 2.
  26. Франчук О. В. Мешай дело с бездельем, проводи время с весельем (концепт «праздность» на материале исторических и лексикографических источников) // Проблемы истории, филологии и культуры. 2011. № 3.
  27. Цзинь Лянь. Сопоставительный анализ наречия очень и 很 в русском и китайском языках // Litera. 2021. № 10.
  28. Черноземова Е. Н. Шуты и шутовство сквозь эпохи: социальный и эстетический аспекты // Наука и школа. 2019. № 4.
  29. Чесноков И. И. Дискурсивная тактика поругания: косвенные формы объективации // Вопросы психолингвистики. 2014. № 7.
  30. Чжэн Сюйцзюнь. Функции масок комедии dell’arte в опере Р. Леонкавалло «Паяцы» // Культурная жизнь Юга России. 2020. № 1.
  31. Шустова С. В., Карзенкова Е. П. Шутки – в сторону: жанр анекдота как практика комического // Евразийский гуманитарный журнал. 2022. № 2.

Информация об авторах

Бондаренко Елена Николаевна

к. филол. н., доц.

Академия Государственной противопожарной службы МЧС России, Moscow

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 18 августа 2023.
  • Опубликована: 29 сентября 2023.

Ключевые слова

  • языковая личность пожарного
  • профессиональные установки
  • linguistic personality of a firefighter
  • professional attitudes

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)