• Научная статья
  • 2 октября 2023
  • Открытый доступ

Образ мира-театра в новелле Т. Манна «Паяц»

Аннотация

Цель исследования заключается в том, чтобы определить место и значение образа мира-театра, а также маски как философско-этической и эстетической категории в художественном мире новеллы Т. Манна, способствуя тем самым многогранному восприятию поэтики писателя. В настоящей статье анализируется образ мира-театра в новелле Т. Манна «Паяц». Научная новизна исследования определяется неразработанностью в творчестве Т. Манна проблемы театральности, маски, социальной роли. Особый интерес при анализе новеллы классика немецкой литературы представляют прием мизансценирования и ремарочность описаний, используемые автором произведения. Полученные результаты показали, что категория театральности является важной характеристикой текста, которая позволяет выявить особенности художественного построения произведения и его художественные приемы. Театральность в новелле Томаса Манна «Паяц» реализуется в двух аспектах: проблемно-тематическом и поэтологическом. Первый напрямую связан с метафорой Шекспира «весь мир – театр», а второй – с «трехмерностью» структуры, предполагающей наличие режиссера – актера – зрителя. Герой-рассказчик является одновременно режиссером, актером и зрителем, в связи с чем смещаются представления о жизни. Театральность также обусловливает ироническую структуру новеллы, то есть перед читателем – «двойная насмешка»: с одной стороны, критика бюргерского мира глазами художника, а с другой – критика эстета глазами бюргера.

Источники

  1. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1990.
  2. Беляков Д. А. «Волшебная гора» Томаса Манна: монография. М.: Флинта, 2019.
  3. Гашкова Е. М. От серьеза символов к символической серьезности (театр и театральность в XX веке) // Метафизические исследования. Альманах Лаборатории метафизических исследований при философском факультете СПбГУ. СПб., 1997. Вып. 5. Культура.
  4. Дживелегов А. К. Итальянская народная комедия. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1954.
  5. Евреинов Н. Н. Апология театральности [1908] // Евреинов Н. Н. Демон театральности. М. – СПб.: Летний сад, 2002.
  6. Литературные миры Востока и Запада: колл. моногр. / отв. ред. С. П. Толкачев. М.: Мозартика, 2021.
  7. Литературные миры Востока и Запада: тексты, подтексты, контексты: колл. моногр. / под ред. Д. А. Белякова, С. П. Толкачева, Т. С. Мозоль, Е. А. Похолковой, А. М. Арутюновой. М.: Мозартика, 2022.
  8. Лотман Ю. М. Статьи по семиотике и топологии культуры // Лотман Ю. М. Избранные статьи: в 3-х т. Таллин: Александра, 1992. Т. 1.
  9. Пимонов В. Поэтика театральности в творчестве Шекспира. М.: Флинта, 2020.
  10. Сомова Е. В. «Маска»: ее разновидности и приемы художественного воплощения в творчестве Ч. Диккенса: дисс. … к. филол. н. Н. Новгород, 1998.
  11. Толмачёв В. М. О символизме Томаса Манна // Studia Litterarum. 2017. Т. 2. № 3.
  12. Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра. Л., 1936.
  13. Хализев В. Е. Драма как явление искусства. М.: Искусство, 1978.
  14. Хейзинга Й. Homo ludens. М., 1992.
  15. Чернова Ю. В. Театральность прозы Дж. Б. Пристли: дисс. … к. филол. н. М., 2018.
  16. Чернова Ю. В., Беляков Д. А. «Общество спектакля» в произведении Мюриэл Спарк «На публику» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 14. Вып. 12.
  17. Чжэн С. Функции масок комедии dell’arte в опере Р. Леонкавалло «Паяцы» // Культурная жизнь Юга России. 2020. № 1 (76).
  18. Юнг К. Г. Алхимия снов. Четыре архетипа. СПб., 1997.
  19. Goffman E. The Presentation of Self in Everyday Life. N. Y., 1959.
  20. Kurzke H. Thomas Mann. Epoche – Werk – Wirkung. München: C. H. Beck Verlag, 2010.
  21. Wysling H. Der Zauberberg // Thomas-Mann-Handbuch / hrsg. von H. Koopmann. Frankfurt am Main: Fischer Taschenbuch Verlag, 2005.

Информация об авторах

Беляков Дмитрий Александрович

к. филол. н., доц.

Московский государственный лингвистический университет

Сомова Елена Викторовна

д. филол. н.

Московский государственный лингвистический университет

Чернова Юлия Владимировна

к. филол. н.

Московский государственный лингвистический университет; Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), г. Москва

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 12 июля 2023.
  • Опубликована: 2 октября 2023.

Ключевые слова

  • Томас Манн
  • новелла «Паяц»
  • образ мира-театра
  • категория театральности
  • ироническая структура новеллы
  • теория масок и социальных ролей
  • Thomas Mann
  • short story “The Clown”
  • image of the world as a stage
  • category of theatricality
  • ironic structure of the short story
  • theory of personas and social roles

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)