• Научная статья
  • 3 октября 2023
  • Открытый доступ

Уровневая модель немецкоязычного персонального телеинтервью

Аннотация

Цель исследования заключается в построении модели коммуникативного поведения участников немецкоязычного персонального телеинтервью, в которой должны найти отражение константные и процессуально-вариативные характеристики их коммуникативного взаимодействия. Научная новизна состоит в том, что впервые получает описание поле напряжения дискурса немецкоязычного персонального телеинтервью, в котором пребывают его участники. Системность коммуникативного взаимодействия выявляется в ходе анализа коммуникативного и вербального поведения коммуникантов, взявших на себя роли интервьюера и интервьюируемого с приписываемыми им рестриктивными образцами поведения, с одной стороны, и остающихся вместе с тем индивидами с присущими им личностными образцами поведения и микроинтенциями, с другой. В результате исследования выявлены константные (линейное развитие, организованность отношений, логика ситуации, предметно-логический уровень взаимодействия, субъект-объектные отношения) и процессуально-вариативные (динамическое развитие, логика принятия решения, межличностный уровень взаимодействия, субъект-субъектные отношения) характеристики интеракции коммуникантов, разработана и описана уровневая модель немецкоязычного персонального телеинтервью.

Источники

  1. Антонова В. И., Савинова Я. С. Интервью – жанр современной журналистики: технологии творческой лаборатории Леонида Плешакова // Огарёв-Online. 2018. № 3 (108).
  2. Вохрышева Е. В. Коммуникативные стратегии диалогического взаимодействия в новоанглийском языке: дисс. … д. филол. н. СПб., 2001.
  3. Дейк Т. А. ван, Кинч В. Стратегии понимания связного текста // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1988. Вып. XXIII. Когнитивные аспекты языка / сост., ред. и вступ. ст. В. В. Петрова и В. И. Герасимова.
  4. Ивченков В. И. Новые модели коммуникации и стилистические приоритеты современного медиа-дискурса // Медиалингвистика. 2019. № 6 (1).
  5. Ильченко С. Н. Интервью в журналистском творчестве. СПб.: СПбГУ, 2003.
  6. Ковригина Е. А. Дискурсивные стратегии интервьюера (на материале американского интернет-интервью) // Вестник Бурятского государственного университета. Язык. Литература. Культура. 2008. № 11.
  7. Красноперова Ю. В. Дискурсивные стратегии участников интервью: дисс. … к. филол. н. Иркутск, 2005.
  8. Макаров М. Л. Основы теории дискурса. М.: Гнозис, 2003.
  9. Нестерюк Ю. В. Стратегические программы коммуникантов в персональном немецкоязычном интервью. Самара: Инсома-пресс, 2017.
  10. Николенко Е. А. Типовая структура дискурса интервью // Мир лингвистики и коммуникации. 2008. № 12.
  11. Олешков М. Ю. Процессуальная модель коммуникации: когнитивный аспект // Лингвокультурология. 2007. № 1.
  12. Плешаков Л. П. Интервью: проход по минному полю // Профессия – журналист. 2001. № 3.
  13. Скворцова В. А. Текстовое пространство интервью: модель организации // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2 «Филология и искусствоведение». 2011. № 3.
  14. Тухватулина Л. Р. Принципы классификации моделей коммуникации // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2006. № 7.
  15. Фуко М. Порядок дискурса // Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. М.: Касталь, 1996.
  16. Шмакова Г. А. Интервью: от модели «вопрос-ответ» к моделированию стратегии // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия «История, филология». 2016. № 6.
  17. Haller M. Das Interview: ein Handbuch für Journalisten. Konstanz: UVK Medien, 1997.

Информация об авторах

Нестерюк Юлия Владимировна

к. филол. н.

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 13 августа 2023.
  • Опубликована: 3 октября 2023.

Ключевые слова

  • немецкоязычное персональное телеинтервью
  • модель коммуникации
  • субъект-объектные отношения
  • субъект-субъектные отношения
  • коммуникативные стратегии и тактики
  • German-language one-on-one TV interview
  • communication model
  • subject-object relations
  • subject-subject relations
  • communicative strategies and tactics

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)