• Научная статья
  • 5 октября 2023
  • Открытый доступ

Жанр графического романа: к постановке проблемы (на материале современных франко- и англоязычных текстов)

Аннотация

Цель исследования – определить особенности графического романа как самостоятельного жанра в современном литературном процессе. Научная новизна заключается в развернутом теоретическом исследовании литературоведческих работ отечественных и зарубежных ученых по теории жанров, по истории жанра комикса и жанра романа, что позволило определить сходства и различия между графическим романом и комиксом, в основе которых лежит диалог между текстом и изображением, а также рассмотреть графический роман как модификацию жанра романа, наследующую его основные характеристики (наличие нарративной структуры, сюжета, развитие главного персонажа, хронотопа, диалога с современностью и др.). Авторы исследования, определяя комикс как метажанр, приходят к выводу о том, что в настоящее время представляется обоснованным рассматривать графический роман не как субжанр комикса, а как самостоятельный гибридный жанр, претерпевающий эволюцию. На основе франко- и англоязычных произведений впервые выделяются субжанры графического романа. В результате доказано, что графический роман можно определить как самостоятельный жанр, уже претерпевающий изменения, распадаясь на субжанры, в которых заметна тенденция к скрещиванию различных жанровых форм.

Источники

  1. Айснер У. Комикс и последовательное искусство / пер. с англ. М. Заславского. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2022.
  2. Алимурадов О. А., Шубитидзе В. З. Графический роман: вехи эволюции жанра в англоязычной и русскоязычной лингвокультурах. Черты креолизации в текстовом пространстве графического романа как переводчески значимая особенность // Филологический аспект. 2020. № 09 (65).
  3. Барзах А. Е. О поэтике комикса // Русский комикс: сб. ст. М.: НЛО, 2010.
  4. Бахтин М. М. Избранное: в 2-х т. М. – СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2017. Т. 2. Поэтика Достоевского.
  5. Бахтин М. М. Эпос и роман. СПб.: Азбука, 2000.
  6. Боровский А. Д. Попытка комикса // Русский комикс: сб. ст. М.: НЛО, 2010.
  7. Джумайло О. А. Понятие интермедиальности и его эволюция в современном научном знании // Верхневолжский филологический вестник. 2018. № 4 (15).
  8. Дубовицкая М. А. Американский графический роман: мультимодальность и идентичность // Научный диалог. 2022. Т. 11. № 3.
  9. Захарова М. Е. Лубок как явление российской массовой культуры ХIХ века // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. 2012. № 27.
  10. Зенкин С. Н. Теория литературы: проблемы и результаты. М.: НЛО, 2018.
  11. Кожинов В. В. Происхождение романа. Теоретико-исторический очерк. М.: Советский писатель, 1963.
  12. Комовская Е. В. Жанровая специфика современного романа // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 12-2.
  13. Косиков Г. К. Собрание сочинений: в 2-х т. М.: Центр книги Рудомино, 2012. Т. 2. Теория литературы. Методология гуманитарных наук.
  14. Креолизованный текст: смысловое восприятие: коллективная монография / отв. ред. И. В. Вашунина. М.: Институт языкознания РАН, 2020.
  15. Кунин А. И., Плеханов А. А. Введение. От рисованных историй к изотекстам // Изотекст-2020: мат. V росс. междунар. конф. исследователей рисованных историй / отв. ред. А. И. Кунин, А. А. Плеханов. М.: Рос. гос. б-ка для молодежи; ИЭА РАН, 2020.
  16. Лейдерман Н. Л. Движение времени и законы жанра (жанровые закономерности развития советской прозы в 60-70-е годы). Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1982.
  17. Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X-XVII веков. Изд-е 3-е. СПб.: Наука, 1998.
  18. Меркулова М. Г. Политический контекст британской литературы метамодерна // Теория жанра и метод в зарубежной литературе: история и современность: сб. науч. тр. по литературоведению: мат. участников междунар. литературного коллоквиума. М.: Языки народов мира, 2023.
  19. Меркулова М. Г. Теория английскости в контексте исследования творчества писателей-мультикультуралистов в Великобритании // Язык и литература в проблематике современных гуманитарных наук: сб. науч. тр. по лингвистике и литературоведению. М.: МГПУ, 2021.
  20. Меркулова М. Г., Пудова О. А. Интермедиальные маркеры в трансформации образов персонажей (на материале романа Т. Л. Пикока «Усадьба Грилла») // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 16. Вып. 4.
  21. Муравьева Л. Е. Кризис гибридных жанров: Филипп Форест и возвращение «я-романа» во французскую литературу // Вопросы литературы. 2018. № 4.
  22. Новикова Е. Г. Ф. М. Достоевский в японских комиксах // Текст. Книга. Книгоиздание. 2019. № 19.
  23. Осьмухина О. Ю., Куряев И. Р. Синтез комикса и нуар-стилистики в серии «графических романов» Ф. Миллера “Sin City” («Город грехов»): к проблеме реинтерпретации // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 3-1 (81).
  24. Подлубнова Ю. С. Жанр и метажанр: к проблеме разграничения. 2005. https://www.netslova.ru/podlubnova/meta.html#p3
  25. Смирнов И. П. Олитературенное время. (Гипо)теория литературных жанров. СПб.: РХГА, 2008.
  26. Сонин А. Г. Комикс как знаковая система: автореф. дисс. … к. филол. н. Барнаул, 1999.
  27. Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция // Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф. Оптимизация речевого воздействия. М.: Ин-т языкознания РАН, 1990.
  28. Тамарченко Н. Д. Теория литературных жанров. Изд-е 2-е. М.: Академия, 2012.
  29. Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу / пер. с фр. Б. Нарумова. М.: Дом интеллектуальной книги; Русское феноменологическое общество, 1997.
  30. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М.: Аспект Пресс, 2001.
  31. Тынянов Ю. Н. История литературы. Поэтика. Избранные труды. М.: Юрайт, 2017.
  32. Тюпа В. И. Дискурс / Жанр. М.: Intrada, 2013.
  33. Baetens J. Le roman graphique // La bande dessinée: une médiaculture / sous la dir. d’É. Maigret, M. Stefanelli. P.: Armand Colin, coll. “Médiacultures”, 2012.
  34. Barthes R. L’obvie et l’obtus. P.: Seuil, 1982.
  35. Bateman J. A. Multimodality and Genre: A Foundation for the Systematic Analysis of Multimodal Documents. N. Y.: Palgrave Macmillan, 2008.
  36. Chu K., Coffey S. J. Multimodal Analysis of Graphic Novels: A Case Study Featuring Two Asian Women Travellers // Intercultural Communication Studies. 2015. Vol. XXIV. Iss. 1.
  37. Dürrenmatt J. Dessin et réminiscence. De Stendhal à la bande dessinée autobiographique contemporaine // L’Ombre du souvenir. Littérature et réminiscence (du Moyen Âge au XXIe siècle): recueil d’articles / éd. par J.-Y. Laurichesse. P.: Classiques Garnier, 2012.
  38. Gabilliet J.-P. Du comic book au graphic novel: l’européanisation de la bande dessinée américaine. 2015. http://www.imageandnarrative.be/inarchive/tulseluper/gabilliet.htm
  39. Groensteen T. La bande dessinée: une littérature graphique. Toulouse – Milan: Les Essentiels Milan, 2005.
  40. Mansanti C. Le roman graphique. 2013. https://www.fabula.org/actualites/journee-d-etudes-sur-le-roman-graphique-amiens-le-5-juin-2014-departement-d-anglais-de-l_58818.php
  41. McCloud S. Understanding Сomics: The Invisible Art. Northampton: Kitchen Sink Press, 1993.
  42. Nerlich M. Qu’est-ce qu’un iconotexte? Réflexions sur le rapport texte-image photographique // Iconotextes: actes du colloque international tenu à l’Université Blaise Pascal, Clermont-Ferrand, 17-19 mars 1988. P.: Ophrys, 1990.
  43. Pratt H. J. Narrative in Comics // The Journal of Aesthetics and Art Criticism. 2009. Vol. 67. No. 1.
  44. Rippl G., Etter L.Intermediality, Transmediality and Graphic Narrative // From Comic Strips to Graphic Novels: Contributions to the Theory and History of Graphic Narrative: Collection of Articles / ed. by F. Jannidis, M. Martinez, J. Pier, W. Schmid. Berlin: De Gruyter Mouton, 2013.
  45. Ryan M.-L. Avatars of Story. Minneapolis: University of Minnesota Press, 2006.
  46. Saint-Amand D. La bande dessinée à l’aune de la littérature. Inspiration, récupération & distinction. 2013. https://www.fabula.org/revue/document9197.php
  47. Schaeffer J.-M. Qu’est-ce qu’un genre littéraire? P.: Éditions du Seuil (Poétique), 1989.
  48. Spiegelman A. The Complete Maus: A Survivor’s Tale Hardcover. N. Y.: Pantheon, 1996.
  49. Tremblay-Gaudette G. Tensions, prétentions et galvaudage; gains et écueils du roman graphique comme stratégie du cheval de Troie en Amérique du Nord. 2008. http://web.archive.org/web/20230326145310/https://www.kinephanos.ca/2011/romans-graphiques/

Информация об авторах

Меркулова Майя Геннадиевна

д. филол. н., доц.

Московский городской педагогический университет

Прудиус Ирина Геннадьевна

к. филол. н.

Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 16 августа 2023.
  • Опубликована: 5 октября 2023.

Ключевые слова

  • графический роман
  • модификация романа
  • комикс
  • современный литературный процесс
  • субжанры графического романа
  • graphic novel
  • modification of the novel
  • comic book
  • modern literary process
  • subgenres of the graphic novel

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)