• Научная статья
  • 9 октября 2023
  • Открытый доступ

Номинативный потенциал аксиологической парадигмы мемориального медиапортрета кинолегенды (на материале французского языка)

Аннотация

Цель исследования – выявление особенностей оценочных номинаций, образующих парадигму аксиологического поля мемориального медиапортрета кинолегенды. Исследование выполнено на материале специального выпуска журнала “Le Figaro Hommage”, опубликованного в сентябре 2021 г. в связи с кончиной легенды французского кинематографа Жана-Поля Бельмондо – “Le Magnifique. Jean-Paul Belmondo 1933/2021”. В статье представлен системный анализ совокупности номинаций, создающих аксиологическое поле мемориального медиапортрета кинолегенды. Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые предпринят многоуровневый подход к анализу разнотипных номинаций звезды французского кино, представленных в микро-, макро- и гиперконтексте. Уделено внимание лексико-семантическому аспекту номинаций, их использованию в составе разных по природе стилистических средств, а также их роли в системе отсылок, выводящих аксиологическое пространство медиапортрета кинолегенды за рамки статей и всего спецвыпуска, посвящённого Бельмондо. Полученные результаты показывают, что мемориальный медиапортрет кинолегенды представляет собой архетипический феномен, в рамках которого с помощью совокупности номинативных единиц формируется идеализированный образ звезды экрана.

Источники

  1. Зыкова И. В. Метаязык лингвокультурологии: константы и варианты. М.: Гнозис, 2017.
  2. Катермина В. В. Номинации человека: национально-культурный аспект (на материале русского и английского языков): монография. М.: Флинта, 2018.
  3. Коптев Л. Н. Театрализация и игра: человекотворческий подход // Философия и культура. 2017. № 4.
  4. Лаптева М. Л. Своё и чужое в когнитивно-дискурсивном пространстве русской фраземики. М. – Астрахань: Кнорус; Астраханский университет, 2016.
  5. Михайлова Е. Н., Телегина В. А. Роль оценочных средств в создании мемориального медиапортрета Жака Ширака (1932-2019) // Научный диалог. 2020. № 9.
  6. Чупрына О. Г. Особенности номинаций по признаку молодой – старый в языке и дискурсе (на материале английского и русского языков) // Вестник Московского городского областного университета. Серия «Лингвистика». 2020. № 1.
  7. Authier-Revuz J. Aux risques de l’allusion // L’allusion dans la littérature / éd. par M. Murat. P.: Presses universitaires de Paris Sorbonne, 2000.
  8. Baetens J. Peut-on encore faire allusion ? // Valeurs du lieu commun. 2017. Vol. 1. Núm. 64.
  9. Duret P. Évolution des modèles de la masculinité à l’écran // Duret P. Les jeunes et l’identité masculine. P.: PUF (Presses Universitaires de France), 1999.
  10. Moirand S. Discours, mémoires et contextes: à propos du fonctionnement de l’allusion dans la presse // Corela. 2007. HS-6. https://doi.org/10.4000/corela.1567
  11. Revaz F. L’allusion dans les titres de presse // Travaux neuchâtelois de linguistique. 2006. Núm. 44.
  12. Solovei N. L’Allusion dans le texte journalistique. La création d’un monde de référence pour le savoir partagé entre l’auteur et le lecteur. Sarrebruck: Presses académiques francophones, 2014.

Информация об авторах

Михайлова Елена Николаевна

д. филол. н., доц.

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Телегина Виктория Александровна

к. филол. н.

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 22 августа 2023.
  • Опубликована: 9 октября 2023.

Ключевые слова

  • медиадискурс
  • мемориальный медиапортрет
  • кинолегенда
  • номинация
  • коллективная память
  • media discourse
  • memorial media portrait
  • cinema legend
  • name
  • collective memory

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)