• Научная статья
  • 13 декабря 2023
  • Открытый доступ

Типологические параллели в эстетике Ивана Гончарова и Сёрена Кьеркегора

Аннотация

Цель исследования – выявление типологических параллелей в творчестве и эстетических воззрениях И. А. Гончарова и С. Кьеркегора. В статье описаны сюжетная ситуация соблазнения и дальнейшее развитие этой ситуации в постромантических произведениях Кьеркегора «Теневые силуэты», «Несчастнейший» и в романной «трилогии» Гончарова. Были раскрыты роль женских персонажей в творчестве Кьеркегора и Гончарова, их место в поэтике постромантизма, смещающей авторский интерес с героев-соблазнителей к внутреннему миру их «жертв». Среди общих черт в эстетике рассматриваемых авторов выявляется схожее воплощение религиозных идей (в творчестве Кьеркегора наиболее репрезентативен текст «Непосредственные стадии эротического, или Музыкально-эротическое»). Научная новизна исследования заключается в выявленных и описанных типологических параллелях в эстетике и мировоззрении рассматриваемых авторов. В результате исследования было показано, что схожие черты в произведениях Гончарова и Кьеркегора обусловлены наличием типологических параллелей в их творчестве в контексте постромантической парадигмы. В статье было предложено обозначение для героини сюжетной ситуации соблазнения – «жертва соблазнения» и с опорой на очерк «Несчастнейший» Кьеркегора показаны ее типологические черты. Был поставлен вопрос о художественном осмыслении христианства в творчестве рассматриваемых авторов.

Источники

  1. Быховский Б. Э. Кьеркегор. М.: Мысль, 1972.
  2. Гайденко П. П. Прорыв к трансцендентному: новая онтология XX века. М.: Республика, 1997.
  3. Гейро Л. С. «Сообразно времени и обстоятельствам..» (Творческая история романа «Обрыв»). 2000. http://feb-web.ru/feb/litnas/texts/la2/gmi-083-.htm
  4. Головко В. М. И. С. Тургенев: искусство художественного философствования. Изд-е 3-е, стер. М.: Флинта, 2019.
  5. Зайцева Т. Б. Русская литература XIX века и Киркегор: из истории изучения вопроса // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 5-2 (35).
  6. Зайцева Т. Б., Рудакова С. В., Цуркан В. В. Феномен эстетического счастья в романе И. А. Гончарова «Обломов» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 15. Вып. 4.
  7. Иванова И. Н. Лермонтов и Кьеркегор: стратегия романтического обольстителя // Лермонтовские студии – 3. Венок поэту: сб. науч. работ. Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2014.
  8. Казакова С. К. Таинственная Корделия: о ком грезил Илья Обломов? // Вопросы литературы. 2019. № 3.
  9. Коровин А. В. Необыкновенная история, начавшаяся в Омске: И. А. Гончаров и русско-датские литературные контакты // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2023. Т. 17. № 1.
  10. Краснощекова Е. А. И. А. Гончаров и русский романтизм 20-30-х годов. 1975. http://feb-web.ru/feb/gonchar/critics/izvan/i75-304-.htm
  11. Постнов О. Г. Эстетика И. А. Гончарова. Новосибирск: Наука, 1997.

Информация об авторах

Иванова Ирина Николаевна

д. филол. н., доц.

Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

Кузнецов Артём Владимирович

Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 17 октября 2023.
  • Опубликована: 13 декабря 2023.

Ключевые слова

  • И. А. Гончаров
  • С. Кьеркегор
  • эстетика
  • романтизм
  • художественный тип
  • I. A. Goncharov
  • S. Kierkegaard
  • aesthetics
  • Romanticism
  • literary type

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)