• Научная статья
  • 26 декабря 2023
  • Открытый доступ

Роль проектной деятельности в профессиональном становлении филолога – будущего учителя родного языка и литературы (на примере Мордовского государственного педагогического университета имени М. Е. Евсевьева)

Аннотация

Цель исследования – обосновать необходимость организации проектной деятельности в процессе профессиональной подготовки студентов-филологов – будущих учителей родного языка и литературы. В статье предложены апробированные виды и формы проектной деятельности, выполняющие важную роль в становлении педагога, соответствующего современным требованиям образовательных стандартов. Кроме того, описана проектная работа в учебной и внеучебной деятельности студентов, показана ее значимость в становлении личности, в профессиональном самоопределении. В исследовании представлены лучшие проекты студентов-филологов, выполненные в течение последних трех лет. Научная новизна работы заключается в определении роли проектной технологии в образовательном пространстве высшей школы в целях повышения конкурентоспособности и мобильности будущих учителей-филологов. В результате исследования было обозначено место проектной работы в учебной и внеучебной деятельности студентов, в профессиональном становлении будущего педагога, в переходе к самостоятельной преподавательской деятельности.

Источники

  1. Брызгалова О. Н. Проектное обучение в системе профессиональной подготовки студентов: цели и проблемы реализации // KOINON. 2021. Т. 2. № 4.
  2. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991.
  3. Водясова Л. П., Налдеева О. И. Роль кафедры родного языка и литературы в реализации учебно-методической, научной и воспитательной работы вуза // Гуманитарные науки и образование. 2021. № 4.
  4. Голуб Г. Б., Перелыгина Е. А., Чуракова О. В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: метод. пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы / под ред. Е. Я. Когана. Самара: Учебная литература; Федоров, 2006.
  5. Григорьева Е. И., Сахарова М. В. Проектные технологии как фактор развития творческого потенциала студентов // Вестник Тамбовского университета. 2023. Т. 28. № 5 (206).
  6. Домрачева С. А. Проектная деятельность как фактор формирования конкурентоспособности личности студентов // Гуманитарные науки и образование. 2018. Т. 9. № 4 (36).
  7. Дьюи Дж. Демократия и образование / пер. с англ. Ю. И. Турчанинова, Э. Н. Гусинского, Н. Н. Михайлова. М.: Педагогика-Пресс, 2000.
  8. Елагина В. С. Технология проектного обучения как средство оценки образовательных результатов обучающихся // Педагогика: история, перспективы. 2021. Т. 4. № 5.
  9. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 1997.
  10. Игнатьева Э. А. Технология проектного обучения в самореализации личности студента // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2023. № 1 (118).
  11. Ковальчук С. С., Мухина Ю. Н. Творческая проектная деятельность: от неосознанного к осознанному пониманию // Вестник педагогических инноваций. 2022. № 3 (67).
  12. Налдеева О. И., Николаева Э. Е. Кванториум как инновационная площадка для подготовки будущих медиапедагогов // Гуманитарные науки и образование. 2023. № 1 (53).
  13. Пантелеева Н. Г. Профессиональная подготовка студентов в высшей школе на основе компетентностного подхода // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-4.
  14. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2010.
  15. Родной язык и культура в цифровой вселенной: сб. науч. ст. всерос. науч.-практ. конф. (г. Саранск, 28 октября 2022 г.). Саранск: РИЦ МГПУ, 2023.
  16. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. М.: Народное образование, 1998.

Финансирование

Публикация подготовлена в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова и Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Евсевьева) по теме «Проектные форматы подготовки педагогов в условиях цифровизации образования».

Информация об авторах

Налдеева Ольга Ивановна

д. филол. н., доц.

Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск

Натуральнова Галина Андреевна

к. филол. н., доц.

Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 13 ноября 2023.
  • Опубликована: 26 декабря 2023.

Ключевые слова

  • проектная деятельность
  • профессиональная подготовка студентов-филологов
  • проектная технология
  • учебная и внеучебная деятельность студентов
  • project activities
  • professional training of philology students
  • project technology
  • academic and extra academic activities of students

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)