• Научная статья
  • 28 декабря 2023
  • Открытый доступ

Обучение иноязычной коммуникативной грамматике студентов неязыковых направлений подготовки: проблемы и пути их решения

Аннотация

Цель исследования – обосновать необходимость совершенствования организации образовательного процесса по обучению коммуникативной грамматике иностранного языка студентов неязыковых направлений подготовки. В статье представлены факторы, обуславливающие необходимость обучения студентов неязыковых вузов грамматике в рамках коммуникативного подхода. Выявлены проблемы, препятствующие успешному осуществлению данного процесса: нехватка выделенных на практические занятия часов, противоречия между коммуникативным и традиционным подходами, недостаточная квалификация преподавателей в области обучения коммуникативной грамматике, опора на сознательный подход к обучению иноязычной грамматике, несоответствие комплекса научно-методического обеспечения обучения студентов современным тенденциям коммуникативной направленности иноязычной подготовки. В статье впервые обоснована важность и описаны проблемы обучения иноязычной коммуникативной грамматике студентов именно неязыковых направлений подготовки, что определяет научную новизну настоящего исследования. В результате исследования установлено, что проблемы обучения коммуникативной грамматике на неязыковых направлениях подготовки проявляются на всех уровнях организации образовательного процесса: на уровне подходов (коммуникативный и традиционный); деятельности преподавателя по развитию своих профессиональных навыков; руководства вуза, определяющего количество часов, отводимых на практические занятия по иностранному языку.

Источники

  1. Акулич Ю. Е. Коммуникативные грамматические задания как средство формирования коммуникативной компетенции у студентов // Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. 2022. № 5 (134).
  2. Алиев С. Н. Сознательно-практический метод – ведущий метод в условиях вузовского обучения иностранному языку // Вестник Педагогического университета. Серия 2: Педагогики и психологии, методики преподавания гуманитарных и естественных дисциплин. 2020. № 1 (1).
  3. Антонова Л. А., Бахметьева И. А., Хренова Н. Ф. Проблемы отбора упражнений при коммуникативно-ориентированной английской грамматике в педагогическом вузе // Язык и культура. 2016. № 4.
  4. Байдикова Н. Л. ФГОС ВО: новые характеристики профессионально ориентированного обучения студентов неязыкового вуза иностранному языку // Научный диалог. 2017. № 7.
  5. Иноземцева К. М., Труфанова Н. О., Крупченко А. К. Модель повышения квалификации преподавателя иностранного языка технического вуза // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 1.
  6. Климова Н. П. Коммуникативный подход к обучению грамматике английского языка. 2019. https://snorky.ru/foreign-language-acquisition/83-kommunikativnyj-podhod-k-obucheniju-grammatike-anglijskogo-jazyka%A0%13%25202010%132016
  7. Копица В. Н. Виды упражнений для тренировки грамматических навыков при обучении иностранному языку // Вестник науки и образования. 2017. № 2 (26).
  8. Мусаелян И. Ф. Комплекс упражнений, направленных на формирование языковой компетенции // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2014. № 2 (14).
  9. Осипов П. Н., Дулалаева Л. П. Развитие soft skills студентов технического вуза во внеаудиторной деятельности // Управление устойчивым развитием. 2020. № 6 (31).
  10. Отарова Т. Н. Трансверсальная компетентность: важность в системе образования // Вестник Казахского национального университета. Серия: Педагогические науки. 2021. Т. 66. № 1.
  11. Фахретдинова Г. Н. Формирование трансверсальных навыков в преподавании иностранных языков в инженерном вузе // Иностранные языки в современном мире. 2020. Т. 1.
  12. Фахретдинова Г. Н., Зиннатуллина Л. М. Интеграция целей устойчивого развития в процесс преподавания иностранного языка в вузе // Тенденции развития науки и образования. 2022. № 91-2.
  13. Царева Е. Е., Фахретдинова Г. Н., Зиннатуллина Л. М., Дулалаева Л. П. Компетенции в инженерном образовании в странах Евросоюза // Научное обозрение. Педагогические науки. 2020. № 2.
  14. Fazal S., Majoka M. I., Ahmad M.Integration of Grammar Translation Method with Communicative Approach: A Research Synthesis // International Research Journal of Arts and Humanities (IRJAH). 2016. Vol. 44 (44).

Информация об авторах

Хафизова Лейсан Юнусовна

к. пед. н.

Казанский национальный исследовательский технологический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 12 ноября 2023.
  • Опубликована: 28 декабря 2023.

Ключевые слова

  • коммуникативная грамматика
  • неязыковые направления подготовки
  • обучение иностранному языку
  • иноязычная коммуникативная компетенция
  • communicative grammar
  • non-linguistic training programs
  • foreign language teaching
  • foreign language communicative competence

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)