• Научная статья
  • 22 марта 2024
  • Открытый доступ

Языковые средства создания образа страны в англоязычном научно-популярном дискурсе (на материале издания “Gerald & Lee Durrell in Russia”)

Аннотация

Цель настоящего исследования заключается в установлении характера репрезентации образа России в англоязычном научно-популярном печатном издании “Gerald & Lee Durrell in Russia”, написанном известным натуралистом Дж. Дарреллом. В исследовании оценивается позиция автора по отношению к объектам описания как на содержательном, так и на языковом уровне. Научная новизна настоящей работы состоит в выявлении языковых механизмов конструирования и доминант положительного образа России в научно-популярном дискурсе. В результате исследования было установлено, что для материала преимущественно характерна позитивная репрезентация России. Оценочная лексика с положительной коннотацией группируется вокруг таких тематических блоков, как «общие характеристики страны, флора и фауна заповедников», «портреты работников зоопарков и природоохранных территорий», «природоохранная деятельность», которые представляют доминанты образа России в исследуемом тексте. Частотная в издании лексика, вербализирующая семантику любви русских к природе и животным, их приверженности делу, важности природоохранной деятельности, способствует гуманизации и позитивизации образа страны и ее жителей.

Источники

  1. Ахманова О. С., Натан Л. Н., Полторацкий А. И., Фатющенко В. И. О принципах и методах лингвостилистического исследования. М.: Изд-во Московского университета, 1966.
  2. Будагов Р. А. Язык и речь в кругозоре человека. М.: Добросвет-2000, 2000.
  3. Гречко В. А. Теория языкознания. М., 2003.
  4. Добросклонская Т. Г. Прикладные аспекты медиалингвистических исследований // Медиалингвистика: сборник статей IV междунар. науч.-практ. семинара. СПб., 2015.
  5. Загрязкина Т. Ю. Этнодискурс в пространстве языка и культуры // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2016. № 2.
  6. Корнилов О. А. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов. М.: ЧеРо, 2003.
  7. Мишин А. В. Языковые средства создания образа России в современных немецких СМИ (на материале публикаций журнала “Der Spiegel”): дисс. … к. филол. н. М., 2019.
  8. Молчанова Г. Г. Смыслопреобразующая роль метафоры в контексте радиального расширения концепта // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2023. Т. 26. № 2.
  9. Павловская А. В. Россия и Америка. Проблемы общения культур. М.: Изд-во Московского университета, 1998.
  10. Павловская А. В. Русский мир: характер, быт и нравы: в 2-х т. М.: Слово/Slovo, 2009. Т. 1.
  11. Папилова Е. В. Имагология как гуманитарная дисциплина // Rhema. Рема. 2011. № 4.
  12. Папилова Е. В. Немцы глазами русских в художественной словесности XIX века. М., 2014.
  13. Смирнова В. Е. Социокультурный аспект ключевых слов в представлениях французов о русском доме // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2015. № 4.
  14. Тер-Минасова С. Г. Война и мир языков и культур. М.: Слово/Slovo, 2008.

Информация об авторах

Барсукова Елена Александровна

к. филол. н.

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 13 февраля 2024.
  • Опубликована: 22 марта 2024.

Ключевые слова

  • образ России
  • научно-популярный дискурс
  • оценочная лексика
  • семантика
  • image of Russia
  • popular scientific discourse
  • evaluative vocabulary
  • semantics

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)