• Научная статья
  • 25 марта 2024
  • Открытый доступ

Генерация файлов формата Moodle XML на основе данных сбалансированного лингвистического корпуса

Аннотация

Цель предлагаемого исследования – разработать алгоритм генерации образовательного (лингводидактического) контента для популярных систем управления обучением на основе корпусных данных. Научная новизна заключается в том, что впервые в оригинальную авторскую концепцию метода генерации сбалансированного лингвистического корпуса добавляется лингводидактический компонент, реализуемый на общих принципах максимальной автоматизации и универсальности применения. В ходе работы были изучены структуры резервных файлов LMS Moodle, разработан программный модуль преобразования данных авторского сбалансированного лингвистического корпуса с морфологической разметкой в файлы формата XML, которые были импортированы и протестированы на предмет целостности и правильности с точки зрения решения поставленной лингводидактической задачи. В результате доказывается, что используемый лингвистический корпус обладает высоким лингводидактическим потенциалом, созданный алгоритм показывает хороший результат, в данном случае – для генерации тестовых или тренировочных заданий по немецкому языку, и может быть расширен на материале других языков, поддержка которых предусмотрена программным комплексом – генератором корпуса.

Источники

  1. Горожанов А. И. Подготовка будущих преподавателей иностранного языка к работе в условиях обучающей виртуальной среды (на примере учебного пособия) // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2024. Вып. 1 (850).
  2. Горожанов А. И., Степанова Д. В. Составление сбалансированного корпуса художественного произведения (на материале романов Ф. Кафки) // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2022. № 7 (862). https://doi.org/10.52070/2542-2197_2022_7_862_31
  3. Донина О. В. Технологии искусственного интеллекта в языковом образовании // Журнал филологических исследований. 2023. Т. 8. № 3.
  4. Евстигнеев М. Н. Нейросеть Twee – новый инструментарий для педагога английского языка // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2023. Т. 28. № 6. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-6-1428-1442
  5. Зубов А. В. Корпусная лингвистика: возможности и перспективы // Русский язык: система и функционирование (к 80-летию профессора П. П. Шубы): материалы III международной научной конференции (г. Минск, 6-7 апреля 2006 г.): в 2-х ч. Мн.: Республиканский институт высшей школы, 2006. Ч. 1.
  6. Котюрова И. А. Опыт использования лингвистического корпуса на практическом занятии по немецкому языку // Педагогические мастерские: сборник научных трудов. Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2023. Вып. 23.
  7. Лаптев В. В., Ларченкова Л. А., Шубина Н. Л. Системы искусственного интеллекта (ИИ) с Generative Pre-trained Transformer (GPT) архитектурой в формальном, неформальном и информальном образовании // Научное мнение. 2023. № 11.
  8. Личаргин Д. В., Бачурина Е. П. Разработка гибкой системы генерации учебных электронных курсов по дисциплине «Иностранный язык» // Информатизация образования и науки. 2021. № 3 (51).
  9. Писарик О. И. Модель сопровождающего онлайн-курса английского языка для студентов строительных направлений подготовки // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2019. № 11 (827).
  10. Потапова Р. К. Новые информационные технологии и лингвистика: учебное пособие. Изд-е 7-е. М.: URSS, 2021.
  11. Степанова Д. В. Программный комплекс для генерации динамического корпуса текстов СМИ // Вестник Минского государственного лингвистического университета. Серия 1 «Филология». 2023. № 6 (127).
  12. Сысоев П. В., Клочихин В. В. Формирование коллокационной компетенции студентов на основе корпусных технологий // Перспективы науки и образования. 2022. № 4 (58). https://doi.org/10.32744/pse.2022.4.19
  13. Шалаев А. П. Цифровые стандарты – новый этап развития стандартизации? // Стандарты и качество. 2019. № 7.
  14. Gorozhanov A. I. Institutional Educational Virtual Environment for Linguistic Purposes: Theory and Practice. Казань: Бук, 2019.
  15. Pisarik O. I. Training in English For Construction Applying Web 2.0 Tools as Part of Advanced Course for BIM Designers // Человек – язык – компьютер. Исследователи будущего: материалы научно-практической (заочной) конференции с международным участием (г. Москва, 25 декабря 2023 г.). М.: МГЛУ, 2024.

Информация об авторах

Горожанов Алексей Иванович

д. филол. н., доц.

Московский государственный лингвистический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 7 февраля 2024.
  • Опубликована: 25 марта 2024.

Ключевые слова

  • корпусная лингвистика
  • лингводидактический потенциал
  • LMS Moodle
  • формат Moodle XML
  • банк вопросов
  • немецкий язык
  • corpus linguistics
  • linguodidactic potential
  • Moodle XML format
  • question bank
  • German language

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)