• Научная статья
  • 10 апреля 2024
  • Открытый доступ

Англоязычный лингвокультурный сценарий “Marketing”: структурно-семантические особенности языковых единиц

Аннотация

Цель исследования – выявление структурно-семантических особенностей языковых единиц, которые являются средствами языковой репрезентации англоязычного лингвокультурного сценария “Marketing”. В статье раскрывается понятие «лингвокультурный сценарий», описывается фреймовая структура сценария путем выделения опорных концептов и субконцептов. Научная новизна исследования состоит в рассмотрении англоязычного лингвокультурного сценария “Marketing”, который раньше не становился объектом исследования, в качестве когнитивной схемы речевой ситуации с применением комплексного когнитивно-культурологического подхода к языковому материалу. В результате проведенного исследования установлено преобладание раздельнооформленных языковых единиц именного характера, представленных беспредложной конструкцией, двухкомпонентными словосочетаниями с отглагольным существительным в качестве стержневого элемента, средствами компрессивного словообразования и двухсловными глагольными словосочетаниями. Среди цельнооформленных языковых единиц преобладают аффиксальные агентивные существительные, сложносоставные существительные, обозначающие виды товаров и базовые понятия сферы маркетинга, эмоционально окрашенные прилагательные, используемые при описании качеств товаров и услуг, глаголы деловой сферы и «узкоспециализированные глаголы» предметной области маркетинга.

Источники

  1. Белякова О. В., Александрова Г. Н., Никитина И. Н. Номинативные единицы лингвистического обеспечения англоязычного лингвокультурного сценария «В рекламном агентстве» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. Т. 12. Вып. 2.
  2. Вежбицкая А. Культурно-обусловленные сценарии: новый подход к изучению межкультурной коммуникации // Жанры речи. 1999. № 2.
  3. Горяинова О. И. Диалектика социализации: миф и культурный сценарий // Власть. 2013. № 1.
  4. Дроздова Т. В. Средства английского языка в аспекте отражения динамики концептосферы маркетинга // Лингвистика и образование. 2022. Т. 2. № 2 (6).
  5. Ивина Л. В. Лингво-когнитивные основы анализа отраслевых терминосистем: учеб.-метод. пособие. М.: Академический Проект, 2003.
  6. Карасик В. И. Языковые ключи. Волгоград: Парадигма, 2007.
  7. Киселева С. В., Росянова Т. С. Когнитивные аспекты номинативного своеобразия английской терминологии маркетинга // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2015. Т. 7. № 1.
  8. Кулаева О. А. Язык и речь – противоположность или единство? // Вестник Самарского государственного экономического университета. Экономика. 2014. № 5.
  9. Лурье С. В. Сценарий культурный // Прикладная культурология. Энциклопедия / под ред. И. М. Быховской. М.: Согласие, 2019.
  10. Минский М. Фреймы для представления знаний. М.: Мир, 1979.
  11. Моторина Н. В. Лингвокультурные скрипты традиционного коммуникативного поведения в России и Англии: дисс. … к. филол. н. Волгоград, 2013.
  12. Никитина И. Н., Александрова Г. Н., Белякова О. В. Вариативность английских эвфемизмов-табуизмов // Современные исследования социальных проблем. 2018. Т. 10. № 4-1.
  13. Петрянина О. В., Ревина Е. В. Языковые особенности немецкой терминологической системы маркетинга // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 16. Вып. 5.
  14. Савицкий В. М. Культурные сценарии как когнитивная основа фольклорной и языковой образности // Гуманитарный научный вестник. 2021. № 3.
  15. Савицкий В. М., Плеханов А. Е. Идиоэтнизм речи (проблемы лексической сочетаемости). М. – Самара, 2001.
  16. Савицкий В. М., Черкасова Е. В. Использование аппарата ситуационной семантики для моделирования процесса порождения речи // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 16. Вып. 7.
  17. Шалина И. В. Культурный сценарий «Жизнь в деревенской семье»: из опыта лингвокультурологической интерпретации // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 320.

Информация об авторах

Белякова Ольга Владимировна

к. филол. н., доц.

Самарский государственный экономический университет

Пыркина Наталья Александровна

к. пед. н., доц.

Самарский государственный социально-педагогический университет

Сергеева Маргарита Викторовна

к. филол. н.

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 21 февраля 2024.
  • Опубликована: 10 апреля 2024.

Ключевые слова

  • лингвокультурный сценарий
  • фреймовая структура сценария
  • семантика номинативных единиц
  • средства компрессивного словообразования
  • лексические единицы именного характера
  • linguocultural scenario
  • frame structure of the scenario
  • semantics of nominative units
  • means of compressive word formation
  • nominal lexical units

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)