• Научная статья
  • 19 апреля 2024
  • Открытый доступ

Языковые средства создания негативного образа ископаемых энергоносителей в современном немецком медиадискурсе

Аннотация

В статье представлены результаты лингвистического исследования персуазивных техник, проведенного на материале немецких интернет-изданий, публикующих статьи на тему энергетики, сырьевой политики и экономики. Цель исследования – выявить персуазивную стратегию, с помощью которой создается негативный образ ископаемых углеводородов в современном немецкоязычном медиадискурсе. Научная новизна работы заключается в выделении в текстах сырьевого медиадискурса основных персуазивных техник, позволяющих влиять на общественное мнение в вопросах, связанных с добычей и использованием ископаемых энергоносителей. В результате проведенного исследования выявлены основные персуазивные техники, к которым относятся употребление негативно окрашенных эпитетов и метафор, основанных преимущественно на мотивационных компонентах из семантических полей «войны», «катастрофы», «азартные игры», а также использование негативно окрашенных прецедентных феноменов, и исследован механизм их персуазивного воздействия.

Источники

  1. Андреева Е. Л., Ратнер А. В., Соболев А. О. Влияние развития возобновляемых источников энергии в Германии на российский экспорт энергоносителей // Современная Европа. 2021. № 4.
  2. Варламова Е. В. Лингвостилистические особенности политического дискурса в Интернете // Язык средств массовой информации: сб. обзоров. Сер. «Теория и история языкознания» / Центр гуманит. науч-информ. исслед. Отд. языкознания; отв. ред. Н. Н. Трошина. М., 2007.
  3. Голоднов А. В. Лингвопрагматические особенности персуазивной коммуникации (на материале немецкоязычной рекламы): автореф. дисс. … к. филол. н. СПб., 2003.
  4. Дедюхина А. С., Ланских Д. Ю. Репертуар персуазивных речевых тактик для осуществления избранной политической стратегии // Политическая лингвистика. 2023. № 1 (97).
  5. Календр А. А. Медийный дискурс как преобразование информации // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 5 (60).
  6. Комиссарова Н. Г., Якупова Д. Р. Оценочность в дискурсе СМИ // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 2-1 (80).
  7. Лакофф Д. Метафоры, которыми мы живем / пер. под ред. Н. Д. Арутюновой и М. А. Журинской // Теория метафоры: сб. ст. М.: Прогресс, 1990.
  8. Литвиненко В. С., Цветков П. С., Двойников М. В., Буслаев Г. В. Барьеры реализации водородных инициатив в контексте устойчивого развития глобальной энергетики // Записки Горного института. 2020. № 244.
  9. Ма Т. Ю., Белан Д. А. Этнические стереотипы в материалах сайта CNN в 2011-2022 гг. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 16. Вып. 11.
  10. Маккормак Э. Когнитивная теория метафоры / пер. под ред. Н. Д. Арутюновой и М. А. Журинской // Теория метафоры: сб. ст. М.: Прогресс, 1990.
  11. Мурзин Ю. П. Прецедентное имя: из сфер-источников «литература» и «кино» в сферу-мишень «политический дискурс» (на материале СМИ Испании) // Филологические науки в МГИМО. 2023. № 9 (2).
  12. Солганик Г. Я. Современная публицистическая картина мира // Публицистика и информация в современном обществе: сборник. М.: МГУ, 2000.
  13. Телия В. Н. Метафоризация и ее роль в создании языковой картины мира // Серебренникова Б. А., Кубрякова Е. С., Постовалова В. И. Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. М., 1988.
  14. Темиргазина З. К. «Сны разума» в казахстанском политическом медиадискурсе // Политическая лингвистика. 2016. № 4 (58).
  15. Хорольская М. В. Новые векторы энергетической политики Германии // Мировая экономика и международные отношения. 2022. Т. 66. № 10.
  16. Carter E. V., Ionova V. N. “Head” Metaphors in Mechanical Engineering (Based on the English, German, French and Russian Languages) // Integrating Engineering Education and Humanities for Global Intercultural Perspectives. 2020. Vol. 131.
  17. Litvinenko V. The Role of Hydrocarbons in the Global Energy Agenda: The Focus on Liquefied Natural Gas // Resources. 2020. Vol. 9 (59).
  18. Teneva E. V. Emotionalisation Strategy in the Internet News Coverage of the COVID-19 Vaccines. Malang: Lentera Akademika Nusantara (Lekantara), 2022.

Информация об авторах

Варлакова Екатерина Александровна

к. филол. н.

Санкт-Петербургский горный университет императрицы Екатерины II

Гончарова Мария Вячеславовна

к. филол. н.

Санкт-Петербургский горный университет императрицы Екатерины II

Спиридонова Валентина Александровна

к. филол. н.

Санкт-Петербургский горный университет императрицы Екатерины II

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 1 марта 2024.
  • Опубликована: 19 апреля 2024.

Ключевые слова

  • медиадискурс
  • персуазивные техники
  • мотивационный компонент метафоры
  • эпитет
  • прецедентное имя
  • media discourse
  • persuasive techniques
  • motivational component of the metaphor
  • epithet
  • precedent name

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)