• Научная статья
  • 26 апреля 2024
  • Открытый доступ

Особенности речемыслительной деятельности детей 5-7 лет в цифровую эпоху

Аннотация

Цель исследования – определить характер влияния цифровой среды на развитие мышления и речи современного дошкольника 5-7 лет. Научная новизна исследования заключается в представлении результатов проведенного концептуально-инференционального и феноменологического анализа речевого материала (рассказа детей), который показал торможение онтогенеза их когнитивного развития, что, безусловно, является одной из важнейших проблем цифровой эпохи. Согласно полученным в ходе диагностики данным, мышление и речь детей более чем у 20% находятся на среднем уровне, что выражается в их умении логично выстраивать устный текст, грамматически правильно связывать слова в предложении, используя изобразительно-выразительные средства. У 14% детей уровень когнитивных способней не соответствует возрастной норме, что, несомненно, вызывает некоторые опасения педагогов и требует уточнения несформированности этих способностей. Сознание и мышление у таких детей развиваются по упрощенной модели, через оперирование простыми понятиями и синтаксическими конструкциями. Результаты исследования показали, что активное использование детьми цифровых устройств для виртуального погружения может привести к проектированию цифровой картины мира в будущем, к упрощенной модели речевого общения.

Источники

  1. Агеев Н. Я., Токарчук Ю. А., Токарчук А. М., Гаврилова Е. В. Связь цифровых технологий с развитием когнитивных и коммуникативных процессов подростков и юношей: обзор эмпирических исследований // Психолого-педагогические исследования. 2023. Т. 15. № 1.
  2. Болдырев Н. Н., Федяева Е. В. Когнитивные методы исследования в лингвистике: концептуально-инференционный анализ // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2023. Т. 14. № 3.
  3. Внутских А. Ю., Комаров С. В. Насколько «искусственными» являются сознание и коммуникация современного человека? // Сознание, тело, интеллект и язык в эпоху когнитивных технологий: тезисы докладов Первой всероссийской конференции «Сознание, тело, интеллект и язык в эпоху когнитивных технологий (MBIL-2023)» (г. Пятигорск, 28-30 сентября 2023 г.) / отв. ред. В. А. Лекторский. Пятигорск: Изд-во ПГУ, 2023.
  4. Гончаров В. С. Соотношение форм когнитивного развития и типов его проектирования // Психологическая наука и образование. 2004. № 2.
  5. Карпов А. В., Воронова Т. А. Цифровизация и развитие психики ребенка: вызовы нового времени // Человеческий капитал. 2021. № 8 (152).
  6. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969.
  7. Мальчукова Н. В. Возможности критического мышления в цифровую эпоху // Семиотические исследования. 2023. Т. 3. № 2. https://doi.org/10.18287/2782-2966-2023-3-2-8-12
  8. Панфилова А. П., Осипова С. И. Развитие критического мышления как сквозного навыка в эпоху цифровизации // Образовательные технологии в современном учебно-воспитательном пространстве: сборник статей всероссийской методико-практической конференции (г. Петрозаводск, 12 декабря 2020 г.). Петрозаводск: МЦНП «Новая наука», 2020.
  9. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / под ред. Вал. А. Лукова и Вл. А. Лукова. СПб.: Перспектива, 2022.
  10. Пустовойтова О. В., Шепилова Н. А., Борисова К. А. Интерактивные сказки как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет // Мир детства и образование: сборник материалов XVII международной научно-практической конференции (г. Магнитогорск, 26-27 апреля 2023 г.). Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, 2023.
  11. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. М.: Юрайт, 2024.
  12. Ушинский К. Д. Педагогика. Избранные работы. М.: Юрайт, 2024.
  13. Чейф У. Л. Значение и структура языка. М.: Прогресс, 1975.
  14. Черниговская Т. В. Язык и сознание в цифровом мире: человеческое, слишком человеческое? // Сознание, тело, интеллект и язык в эпоху когнитивных технологий: тезисы докладов Первой всероссийской конференции «Сознание, тело, интеллект и язык в эпоху когнитивных технологий (MBIL-2023)» (г. Пятигорск, 28-30 сентября 2023 г.) / отв. ред. В. А. Лекторский. Пятигорск: Изд-во ПГУ, 2023.
  15. Шепилова Н. А., Пустовойтова О. В., Яковлева Л. А. Методика обучения и воспитания в дошкольном образовании. Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, 2023.
  16. Fritzsch B. Evolution and development of extraocular motor neurons, nerves and muscles in vertebrates // Annals of Anatomy – Anatomischer Anzeiger. 2024. Vol. 253. https://doi.org/10.1016/j.aanat.2024.152225
  17. Hebishima H., Arakaki M., Dozono Ch., Frolova H., Inage Sh. Mathematical definition of human language, and modeling of will and consciousness based on the human language // Biosystems. 2023. Vol. 225. https://doi.org/10.1016/j.biosystems.2023.104840
  18. Lin C. S.-Y., Howells J., Rutkove S., Nandedkar S., Neuwirth Ch., Noto Y., Shahrizaila N., Whittaker R. G., Bostock H., Burke D., Tankisi H. Neurophysiological and imaging biomarkers of lower motor neuron dysfunction in motor neuron diseases/amyotrophic lateral sclerosis: IFCN handbook chapter // Clinical Neurophysiology. 2024. Vol. 162. https://doi.org/10.1016/j.clinph.2024.03.015
  19. Manzotti R., Tagliasco V. Artificial consciousness: A discipline between technological and theoretical obstacles // Artificial Intelligence in Medicine. 2008. Vol. 44. Iss. 2. https://doi.org/10.1016/j.artmed.2008.07.002
  20. Pustovoitova O., Vedeshkina N. Project activity as a means of forming ideas of sustainable environmental development in preschool children // Child in a Digital World: Book of Abstracts (Moscow, June 1-2, 2023). Moscow: Moscow University Press, 2023. https://doi.org/10.61365/forum.2023.134
  21. Schwartz S. A. Consciousness, creativity, innovation, and survival // EXPLORE. 2022. Vol. 18. Iss. 2. https://doi.org/10.1016/j.explore.2021.12.011

Информация об авторах

Пустовойтова Ольга Васильевна

к. филол. н.

Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 9 марта 2024.
  • Опубликована: 26 апреля 2024.

Ключевые слова

  • цифровая среда
  • речемыслительная деятельность
  • когнитивные способности
  • когнитивный онтогенез
  • digital environment
  • verbal and cogitative activity
  • cognitive abilities
  • cognitive ontogenesis

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)