• Научная статья
  • 26 апреля 2024
  • Открытый доступ

Симбиоз «поэтического» и этического начал в автобиографической трилогии Л. Н. Толстого

Аннотация

Статья посвящена анализу художественной специфики автобиографических повестей Л. Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность». Цель исследования – предложить новое толкование художественной структуры толстовской трилогии, связанное с осмыслением особой роли симбиоза этического и «поэтического» начал. Автор доказывает, что формы «поэтизации мира», обнаруженной в трилогии Л. Н. Толстого, – существенный элемент толстовского автобиографизма. Эти формы самым действенным образом повлияли на выражение этической доктрины писателя и предопределили принципы уникального автобиографического мировидения создателя текста. Научная новизна исследования проистекает из нового подхода к осмыслению автобиографического целого с точки зрения взаимодействия двух структурно-организующих начал – этического, связанного с показом морального роста человека, и «поэтического», служащего средством выражения особой идейной позиции автора. Основным результатом произведенного изыскания является заключение о симбиозе «поэтического» и этического, составившем основу эстетического открытия Л. Н. Толстого в его художественной автобиографии. Только учет симбиоза двух начал позволит вскрыть глубинный философский смысл толстовского сочинения.

Источники

  1. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений: в 13-ти т. М.: АН СССР, 1953. Т. 7.
  2. Болдырева Е. М. Автобиографизм и автобиография: самоконструирование и семиотизация субъекта // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 4.
  3. Гусев Н. Н. Лев Николаевич Толстой. Материалы к биографии. С 1828 по 1855 год. М.: АН СССР, 1954.
  4. Интервью и беседы с Львом Толстым / сост. и комм. В. Я. Лакшина. М.: Современник, 1986.
  5. Купреянова Е. Н. Эстетика Л. Н. Толстого. М. – Л.: Наука (Ленингр. отделение), 1966.
  6. Райх К. Г. Автобиография в контексте мифологического и рационального осмысления бытия // Манускрипт. 2020. Т. 13. Вып. 3.
  7. Скафтымов А. П. Нравственные искания русских писателей. Статьи и исследования о русских классиках. М.: Худ. лит., 1972.
  8. Токарев Г. В. Дискурсивные особенности личного дневника как камерного документа // Вестник Волгоградского государственного университета. 2019. Серия 2. Т. 18. № 2.
  9. Чуприна И. В. Трилогия Л. Толстого «Детство», «Отрочество» и «Юность». Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1961.
  10. Эйхенбаум Б. М. Молодой Толстой // Эйхенбаум Б. М. О литературе. Работы разных лет. М.: Сов. писатель, 1987.
  11. Яновская Л. С. Автобиографизм или автопсихологизм? К вопросу авторского присутствия // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2018. Т. 18. Вып. 1.

Информация об авторах

Цирулев Александр Федорович

к. филол. н.

Нижегородский государственный лингвистический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 4 марта 2024.
  • Опубликована: 26 апреля 2024.

Ключевые слова

  • Л. Н. Толстой
  • трилогия
  • автобиография
  • художественный замысел
  • идея
  • Leo Tolstoy
  • trilogy
  • autobiography
  • artistic intent
  • idea

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)