• Научная статья
  • 27 апреля 2024
  • Открытый доступ

Разработка аудиовизуального курса русского языка как иностранного с национальным культурным компонентом в рамках новой образовательной стратегии Китая

Аннотация

Цель исследования – представить опыт разработки аудиовизуального комплекса с национально-культурным компонентом «Два мира – две души» для студентов китайских вузов, обучающихся по направлению «Русский язык». В статье рассмотрены основные требования, предъявляемые к учебным пособиям по русскому языку в Китае, структура и содержание авторского комплекса. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые предлагается модель комплекса учебных пособий по русскому языку для китайских студентов, ориентированного на развитие двух компетенций (аудитивной и межкультурной) и включающего тексты о России и Китае (культуре, истории, традициях, людях) в равных объемах. В результате было доказано, что на современном этапе развития китайского образования необходимы материалы, основанные на принципе диалога родной и чужой культур, составленные с учетом постепенного усложнения, включающие тексты на традиционные и современные темы и способствующие развитию многих компетенций.

Источники

  1. Анопочкина Р. Х. Соизучение родной и изучаемой культур как условие формирования межкультурной компетенции студентов-иностранцев // Высшее образования сегодня. 2022. № 7.
  2. Ван Ц., Ван Х. Культурно-ориентированная подготовка высококвалифицированных русистов: концепция и практика // Филологический класс. 2022. Т. 27. № 2.
  3. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура: лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. М.: Русский язык, 1990.
  4. Ветчинова М. Н. Основные теории и концепции соизучения языка и культуры // Язык и культура. 2018. № 43.
  5. Гао Ю., Ян Ц. Проектирование курса видеоаудирования на русском языке с использованием интернета // Иностранные языки в высшей школе. 2018. № 3 (46).
  6. Красных В. В. Значение изучения лингвокультуры для теории и практики преподавания русского языка как иностранного // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2018. № 2.
  7. Ли С. К вопросу об оценке учебников базового уровня по русскому языку для китайских студентов-филологов // Преподаватель XXI век. 2021. № 2.
  8. Лю Х. Качественное развитие преподавания русского языка в вузах КНР на новом историческом этапе // Филологический класс. 2022. Т. 27. № 2.
  9. Пассов Е. И. Содержание иноязычного образования как методическая категория // Иностранные языки в школе. 2007. № 6.
  10. Победаш Е. В. К вопросу о диалоге культур в учебниках РКИ для носителей китайского языка // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2014. № 12 (95).
  11. Сафонова В. В. Основополагающие принципы моделирования учебной литературы по теории и методике обучения межкультурному общению в высшей школе // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2018. № 2.
  12. Секрет К. А., Сабельникова А. А. Формирование и развитие поликультурной компетентности как цель обучения иностранным языкам в образовательном процессе вуза // Вестник Омского государственного педагогического университета. 2022. № 2 (35).
  13. Тер-Минасова С. Г. Учитель, ученик, учебник в современной России // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2016. № 4.
  14. Тычинский А. А. Создание учебника по английскому языку для специальных целей для студентов университета – будущих специалистов по связям с общественностью // Филологические науки в МГИМО. 2023. № 9 (1).
  15. Чжэн Л. Исследование фоновых процессов, происходящих при культурном взаимодействии и взаимосвязи между Россией и Китаем в области образования // Язык и культура. 2021. № 53.
  16. Ян К., Шарафутдинов Д. Р. Новаторские подходы к подготовке специалистов по русскому языку в Китае // Филологический класс. 2022. Т. 27. № 2.
  17. Ястребова Е. Б. Инновационный учебник русского языка. Каким он может быть? // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2019. № 1 (830).

Информация об авторах

Пак Ирина Яковлевна

к. филол. н.

Народный университет Китая, г. Пекин, Китайская Народная Республика

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 13 марта 2024.
  • Опубликована: 27 апреля 2024.

Ключевые слова

  • русский язык как иностранный
  • аудирование
  • учебник
  • культура
  • межкультурная компетенция
  • Russian as a foreign language
  • listening
  • textbook
  • culture
  • intercultural competence

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)