• Original research article
  • April 27, 2024
  • Open access

Development of an audiovisual Russian as foreign language course with a national-cultural component within the framework of China’s new educational strategy

Abstract

The research aims to present the experience of developing an audiovisual set of textbooks with a national-cultural component “Two Worlds – Two Souls” for Chinese university students in the “Russian Language” training program. The paper discusses the basic requirements for Russian language textbooks in China, the structure and content of the author’s set. The research is novel in that it is the first to propose a model of a set of Russian language textbooks for Chinese students focused on the development of two competencies (auditory and intercultural) and including texts about Russia and China (culture, history, traditions, people) in equal proportions. As a result, it was proved that at the present stage of development of Chinese education, materials based on the principle of a dialogue between native and foreign cultures are necessary, compiled taking into account a gradual increase in difficulty, including texts on traditional and modern topics and contributing to the development of many competencies.

References

  1. Анопочкина Р. Х. Соизучение родной и изучаемой культур как условие формирования межкультурной компетенции студентов-иностранцев // Высшее образования сегодня. 2022. № 7.
  2. Ван Ц., Ван Х. Культурно-ориентированная подготовка высококвалифицированных русистов: концепция и практика // Филологический класс. 2022. Т. 27. № 2.
  3. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура: лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. М.: Русский язык, 1990.
  4. Ветчинова М. Н. Основные теории и концепции соизучения языка и культуры // Язык и культура. 2018. № 43.
  5. Гао Ю., Ян Ц. Проектирование курса видеоаудирования на русском языке с использованием интернета // Иностранные языки в высшей школе. 2018. № 3 (46).
  6. Красных В. В. Значение изучения лингвокультуры для теории и практики преподавания русского языка как иностранного // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2018. № 2.
  7. Ли С. К вопросу об оценке учебников базового уровня по русскому языку для китайских студентов-филологов // Преподаватель XXI век. 2021. № 2.
  8. Лю Х. Качественное развитие преподавания русского языка в вузах КНР на новом историческом этапе // Филологический класс. 2022. Т. 27. № 2.
  9. Пассов Е. И. Содержание иноязычного образования как методическая категория // Иностранные языки в школе. 2007. № 6.
  10. Победаш Е. В. К вопросу о диалоге культур в учебниках РКИ для носителей китайского языка // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2014. № 12 (95).
  11. Сафонова В. В. Основополагающие принципы моделирования учебной литературы по теории и методике обучения межкультурному общению в высшей школе // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2018. № 2.
  12. Секрет К. А., Сабельникова А. А. Формирование и развитие поликультурной компетентности как цель обучения иностранным языкам в образовательном процессе вуза // Вестник Омского государственного педагогического университета. 2022. № 2 (35).
  13. Тер-Минасова С. Г. Учитель, ученик, учебник в современной России // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2016. № 4.
  14. Тычинский А. А. Создание учебника по английскому языку для специальных целей для студентов университета – будущих специалистов по связям с общественностью // Филологические науки в МГИМО. 2023. № 9 (1).
  15. Чжэн Л. Исследование фоновых процессов, происходящих при культурном взаимодействии и взаимосвязи между Россией и Китаем в области образования // Язык и культура. 2021. № 53.
  16. Ян К., Шарафутдинов Д. Р. Новаторские подходы к подготовке специалистов по русскому языку в Китае // Филологический класс. 2022. Т. 27. № 2.
  17. Ястребова Е. Б. Инновационный учебник русского языка. Каким он может быть? // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2019. № 1 (830).

Author information

Irina Yakovlevna Pak

PhD

Renmin University of China, Beijing, The People’s Republic of China

About this article

Publication history

  • Received: March 13, 2024.
  • Published: April 27, 2024.

Keywords

  • русский язык как иностранный
  • аудирование
  • учебник
  • культура
  • межкультурная компетенция
  • Russian as a foreign language
  • listening
  • textbook
  • culture
  • intercultural competence

Copyright

© 2024 The Author(s)
© 2024 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)