• Научная статья
  • 3 июня 2024
  • Открытый доступ

Полихудожественное взаимодействие обучающихся во время построения лингвокультурных сценариев как средство обогащения тематического словарного запаса студентов – будущих переводчиков (на примере английского языка)

Аннотация

Цель исследования – определить влияние полихудожественного методического сопровождения изучения лингвокультурных сценариев на формирование лексических и грамматических иноязычных навыков у обучающихся на переводческом факультете. Изначальное понимание когнитивного подхода к обучению иностранным языкам в узком смысле (только как системно-теоретического обеспечения процессов) привело к его недооценке и забвению. В статье рассмотрены современные тенденции заимствования отдельных компонентов когнитивного подхода для развития коммуникативного метода изучения иностранных языков. Научная новизна исследования состоит во внедрении полихудожественного подхода в обучение студентов – будущих переводчиков посредством адаптации профессиональных узкоспециализированных упражнений для подготовки будущих актёров, режиссёров и театроведов для их последующей интеграции в процесс изучения англоязычных фреймовых моделей и сценариев, что ранее не становилось объектом исследования. Актуальность исследования заключается в том, что, несмотря на многолетний опыт использования коммуникативного подхода в преподавании иностранных языков, многие обучающиеся до сих пор сталкиваются с трудностями активизации пассивного тематического вокабуляра и грамматических правил и, как следствие, языковым барьером. В результате исследования установлено, что в условиях осмысленного оперирования языковыми и речевыми навыками обучающиеся представляют учебный процесс не как набор правил или свод информации, а как инструментарий для самостоятельной творческой языковой деятельности. С помощью λ-критерия Колмогорова – Смирнова и φ*-критерия (круговое преобразование) Фишера экспериментально подтверждено благотворное влияние художественно-методического сопровождения построения лингвокультурных сценариев на расширение тематического словарного запаса обучающихся в рамках темы “At the Restaurant” («В ресторане»).

Источники

  1. Алефиренко Н. Ф. Лингвокультурология: ценностно-смысловое пространство языка: учебное пособие. М.: Флинта; Наука, 2010.
  2. Болдырев Н. Н. Когнитивная семантика: курс лекций по английской филологии. Тамбов: Изд-во Тамб. ун-та, 2001.
  3. Бочкарева О. В. Диалог с искусством как условие сотворения образа «Я» // Юсовские чтения. Интеграция искусств в практике работы образовательных организаций разного уровня: сб. науч. статей по материалам XIХ международной научно-практической конференции (г. Москва, 31 октября – 1 ноября 2018 г.) / науч. ред. Е. П. Олесина; ред.-сост. О. И. Радомская; под общ. ред. Л. Г. Савенковой. М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2019.
  4. Вардзелашвили Ж. А., Прокофьева Л. П. Становление вторичной языковой личности в пространстве иностранного языка // Филологический класс. 2022. № 4.
  5. Выготский Л. С. Мышление и речь. СПб.: Питер, 2019.
  6. Глухов Г. В. Формирование навыков речевого общения на иностранном языке с помощью лингвокультурных сценариев // Актуальные проблемы лингвистики, переводоведения и педагогики. 2019. № 1 (6).
  7. Дейк Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. М.: URSS, 2015.
  8. Думнова Н. И. Вторичная языковая личность: психологическая структура феномена // Ярославский педагогический вестник. 2023. № 6 (135).
  9. Карчава О. В. К вопросу о преимуществах применения когнитивно-деятельностного подхода в процессе обучения иностранному языку в высшей школе // The Scientific Heritage. 2020. № 44-4 (44).
  10. Кисметова Г. Н., Умарова А. Е. Значимость коммуникативно-деятельностного подхода с применением метода «Case Study» в обучении иностранному языку студентов в полиязычных группах // Вестник ЗКУ. 2019. № 1.
  11. Коростелев В. С. Основы функционального обучения иноязычной лексике. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1990.
  12. Коэн Л. Метод Ли Страсберга: сборник упражнений по актерскому мастерству / пер. с англ. М.: Альпина нон-фикшн, 2018.
  13. Криницына А. В. Творческие интегрированные технологии коррекции самооценки младших школьников и подростков // Юсовские чтения. Интеграция искусств в практике работы образовательных организаций разного уровня: сб. науч. статей по материалам XIХ международной научно-практической конференции (г. Москва, 31 октября – 1 ноября 2018 г.) / науч. ред. Е. П. Олесина; ред.-сост. О. И. Радомская; под общ. ред. Л. Г. Савенковой. М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2019.
  14. Куликова О. В., Романова М. В., Климинская С. Л. Концептология в современных гуманитарных исследованиях: лингвистика и лингводидактика. М.: Прометей, 2021.
  15. Лихачев Д. С. Концептосфера русского языка // Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. 1993. Т. 52. № 1.
  16. Ляхова Е. Г. Роль концептов в формировании коммуникативной иноязычной профессиональной компетенции студентов неязыкового вуза // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. Т. 10. № 3.
  17. Максимова В. В., Кузнецова Г. В. Реализация полихудожественного подхода в культурно-просветительской деятельности учреждений дополнительного образования в условиях малого города // Юсовские чтения. Интеграция искусств в практике работы образовательных организаций разного уровня: сб. науч. статей по материалам XIХ международной научно-практической конференции (г. Москва, 31 октября – 1 ноября 2018 г.) / науч. ред. Е. П. Олесина; ред.-сост. О. И. Радомская; под общ. ред. Л. Г. Савенковой. М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2019.
  18. Минский М. Фреймы для представления знаний / под ред. Ф. М. Кулакова. М.: Энергия, 1979.
  19. Мун Л. Н. Синтез искусств как постоянно развивающийся процесс порождения нового в искусстве, образовании, науке и его импровизационная природа // Педагогика искусства. 2008. № 2.
  20. Мясников А. А. Сочетание коммуникативного и когнитивно-деятельностного подходов в обучении лексике английского языка // Профессионально-ориентированное обучение языкам: реальность и перспективы: сборник статей участников ежегодной всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Санкт-Петербург, 18-19 февраля 2020 г.). СПб.: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2020.
  21. Пальмова Е. А. Коммуникативно-когнитивный подход в обучении грамматике иностранного языка в вузе // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2022. № 1.
  22. Петров В. В. Идеи современной феноменологии и герменевтики в лингвистическом представлении знаний // Вопросы языкознания. 1990. № 6.
  23. Попп А. В. Некоторые особенности реализации коммуникативно-деятельностного подхода к обучению иностранным языкам в рамках развития речевой деятельности обучающихся // Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации. 2021. № XIII.
  24. Ролик Б. М. Г. Основные характеристики коммуникативного подхода в преподавании иностранных языков // Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. № 4.
  25. Савенкова Л. Г. Интегративный курс по предметам искусства в школе, что это такое? // Педагогика искусства. 2008. № 1.
  26. Савенкова Л. Г. Интегрированные технологии в процессе освоения иностранного языка // Педагогика искусства. 2020. № 2.
  27. Савенкова Л. Г. Когда все искусства вместе: взаимодействие предметов художественного цикла. М.: Чистые пруды, 2007.
  28. Сапрыгин Б. В. Когнитивный подход к преподаванию иностранного языка: возможность различного понимания // Современные проблемы науки и образования. 2023. № 3.
  29. Сороковых Г. В., Шафикова И. Р. Понятие вторичной языковой личности профессионала в отечественной и зарубежной лингводидактике: систематический обзор // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 5. Вып. 4.
  30. Третьяк Г. В., Тюрдеева А. И. Когнитивно-коммуникативный подход в обучении иностранным языкам // Сахаровские чтения 2020 года: экологические проблемы XXI века: материалы 20-й международной научной конференции Международного государственного экологического института им. А. Д. Сахарова (г. Минск, 21-22 мая 2020 г.). Мн.: Белорусский государственный университет, 2020.
  31. Третьякова Г. В. Когнитивный подход в обучении иностранному языку как мотивационный инструмент для студентов // Сервис plus. 2021. № 2.
  32. Шенк Р. К интеграции семантики и прагматики // Новое в зарубежной лингвистике: сб. ст. М.: Прогресс, 1989. Вып. XXIV. Компьютерная лингвистика.
  33. Юсов Б. П. Стратегия взаимодействия искусств в воспитании школьников // Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманитарное образование: материалы междунар. науч.-практ. конф. (г. Астрахань, 25-29 августа 1997 г.) / под ред. Л. П. Казанцева; сост. П. С. Волкова. Астрахань, 1997.
  34. Яруллина В. В., Жилейкина А. В. Современные методы преподавания русского языка как иностранного учащимся технических вузов для развития речевых умений // Педагогика искусства. 2021. № 3.
  35. Alhumaid Kh. F. Judging Students’ Understanding: The Idea of Concept-Based Curriculum // Humanities & Social Sciences Reviews. 2020. Vol. 8. No 5.
  36. Benhamlaoui M., Ganem Gutierrez G. A Classroom Application of Concept-Based Language Instruction (C-BLI) // Language and Sociocultural Theory. 2022. Vol. 9 (1).
  37. Harun H., Abdullah N., Ab Wahab N., Zainuddin N. Concept Based Instruction: Enhancing Grammar Competence in L2 Learners // RELC Journal. 2019. Vol. 50 (2).
  38. Hayakawa S., Bartolotti J., Marian V. Native Language Similarity during Foreign Language Learning: Effects of Cognitive Strategies and Affective States // Applied Linguistics. 2020. Vol. 42 (3).
  39. Lantolf J. P., Xi J., Minakova V. Sociocultural Theory and Concept-Based Language Instruction // Language Teaching. 2021. Vol. 54 (3).
  40. McCarthy M., O’Dell F. English Vocabulary in Use. Vocabulary Reference and Practice with Answers and Ebook. Advanced. 3rd ed. Cambridge: Cambridge University Press, 2017a.
  41. McCarthy M., O’Dell F. English Vocabulary in Use. Vocabulary Reference and Practice with Answers and Ebook. Upper-Intermediate. 4th ed. Cambridge: Cambridge University Press, 2017b.
  42. McCarthy M., O’Dell F. English Vocabulary in Use. Vocabulary Reference and Practice with Answers and Ebook. Elementary. 3rd ed. Cambridge: Cambridge University Press, 2017c.
  43. Medwell J., Wray D. Concept-Based Teaching and Learning: A Review of the Research Literature // Proceedings of the 13th International Conference of Education, Research and Innovation (ICERI2020) / ed. by L. Gómez Chova, A. López Martínez, I. Candel Torres. Valencia: IATED Academy, 2020.
  44. Meisner S. Sanford Meisner on Acting. 1st ed. N. Y.: Vintage Books. Random House, 1987.
  45. Myrset A. Scientific Concepts as Meaning-Making Resources for Young EFL Learners in the Learning of Pragmatics // Intercultural Communication Education. 2021. Vol. 4 (2).
  46. Oxenden C. English File. Pre-Intermediate. 4th ed. Oxford: Oxford University Press, 2020.
  47. Redman S. English Vocabulary in Use. Vocabulary Reference and Practice with Answers and Ebook. Pre-Intermediate and Intermediate. 4th ed. Cambridge: Cambridge University Press, 2017.
  48. Rudlin J.Commedia Dell’Arte: An Actor’s Handbook. L. – N. Y.: Routledge, 1994.
  49. Suñer F., Roche J. Embodiment in Concept-Based L2 Grammar Teaching: The Case of German Light Verb Constructions // International Review of Applied Linguistics in Language Teaching. 2021. Vol. 59. No. 3.
  50. Talalla R. English for Restaurant Workers. 2nd ed. Portsmouth: Compass Publishing, 2008.
  51. Teele R. E. The Structure of the Japanese Noh Play // Chinese and Japanese Music-Dramas / ed. by J. I. Crump, W. P. Malm. Ann Arbor: University of Michigan Press, U of M Center for Chinese Studies, 1975.

Информация об авторах

Щукина Галина Олеговна

к. филол. н., доц.

Высшая школа сценических искусств, г. Москва

Белякова Ольга Владимировна

к. филол. н., доц.

Самарский государственный экономический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 15 апреля 2024.
  • Опубликована: 3 июня 2024.

Ключевые слова

  • лингвокультурные сценарии
  • полихудожественное методическое сопровождение
  • когнитивно-деятельностный подход
  • лексико-грамматическое заполнение фрейма “At the Restaurant”
  • linguistic and cultural scenarios
  • poly-artistic methodological support
  • cognitive activity approach
  • lexical and grammatical filling of the “At the Restaurant” frame

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)