Экспланаторная функция заголовков в образовательном дискурсе (на материале англоязычных учебников по экономическому праву)
Аннотация
Цель исследования – выявление механизмов реализации экспланаторной функции заголовков. В статье рассмотрены изменения, происходящие в использовании знаков препинания в связи с расширением их функционала, систематизированы логические связи, возникающие между двумя частями заголовков, разделенных двоеточием. Авторами установлено, что в учебных пособиях по экономическому праву заголовки, состоящие из двух компонентов, отделенных двоеточием, обладают высоким экспланаторным потенциалом. Научная новизна исследования заключается в том, что на материале англоязычного образовательного дискурса впервые описаны механизмы экспланации, задействованные в заголовках. В результате исследования выявлено, что в учебниках по экономическому праву наиболее распространены модели, в которых первая часть содержит собственно название тематического блока, а вторая часть указывает, какому именно разделу уделяется внимание, на материале какого официального документа или судебного дела изучается тема. Экспланаторная функция заголовка становится ведущей в образовательном дискурсе, что предполагает частотное появление заголовков, содержащих уточнение во второй части, следующей за двоеточием.
Источники
- Баранов А. Н., Паршин П. Б. Воздействующий потенциал варьирования в сфере метаграфемики // Проблемы эффективности речевой коммуникации: сборник научно-аналитических обзоров. М., 1989.
- Валгина Н. С. Орфография и пунктуация. М.: Просвещение, 1979.
- Ваулина Т. Л. Экспрессивная функция знаков препинания в организации присоединительных конструкций // Проблемы истории, филологии, культуры. 2009. № 4 (26).
- Воронцова Ю. А., Галиева Д. А., Хорошко Е. Ю. Лексико-семантическая организация юридического дискурса // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 15. Вып. 12.
- Грищева Е. С. К вопросу о статусе графической окказиональности в современном русском языке // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2012. № 7-2.
- Гусак Ю. Н. Функциональная специфика пунктуации в дихотомическом пространстве языка и речи: базовые подходы и принципы // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2012. № 2.
- Евтушина Т. А., Ковальская Н. А. Экономический дискурс как объект лингвистического исследования // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. 2014. Вып. 88.
- Исаева О. Н., Кривченко И. Б. Функциональные характеристики малоформатных текстов заглавий в образовательном дискурсе (на материале американских учебников по гражданскому правоведению) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12. Вып. 9.
- Лингвистический энциклопедический словарь (ЛЭС) / под ред. В. Н. Ярцевой. М.: Советская энциклопедия, 1990.
- Милетова Е. В. Графическая маркированность искусствоведческого дискурса: прагматические особенности (на материале английского языка) // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2022. № 3 (34).
- Стародубов С. В. Обзор судебного перевода: термины, особенности, прагматика // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова. 2024. Вып. 1 (65).
- Шубина Н. Л. Невербальная семиотика печатного текста как область лингвистического знания // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 104.
- Шубина Н. Л. Пунктуация современного русского языка. М.: Академия 2006.
- Шубина Н. Л., Антошинцева М. А. Вспомогательные семиотические системы в устной и письменной коммуникации. СПб.: ПетроПресс, 2005.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 16 мая 2024.
- Опубликована: 27 июня 2024.
Ключевые слова
- экспланаторная функция заголовков
- заголовки в образовательном дискурсе
- заголовки, состоящие из двух компонентов
- англоязычный образовательный дискурс
- explanatory function of titles
- titles in educational discourse
- titles with two components
- English-language educational discourse
Copyright
© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»