• Научная статья
  • 27 июня 2024
  • Открытый доступ

Экспланаторная функция заголовков в образовательном дискурсе (на материале англоязычных учебников по экономическому праву)

Аннотация

Цель исследования – выявление механизмов реализации экспланаторной функции заголовков. В статье рассмотрены изменения, происходящие в использовании знаков препинания в связи с расширением их функционала, систематизированы логические связи, возникающие между двумя частями заголовков, разделенных двоеточием. Авторами установлено, что в учебных пособиях по экономическому праву заголовки, состоящие из двух компонентов, отделенных двоеточием, обладают высоким экспланаторным потенциалом. Научная новизна исследования заключается в том, что на материале англоязычного образовательного дискурса впервые описаны механизмы экспланации, задействованные в заголовках. В результате исследования выявлено, что в учебниках по экономическому праву наиболее распространены модели, в которых первая часть содержит собственно название тематического блока, а вторая часть указывает, какому именно разделу уделяется внимание, на материале какого официального документа или судебного дела изучается тема. Экспланаторная функция заголовка становится ведущей в образовательном дискурсе, что предполагает частотное появление заголовков, содержащих уточнение во второй части, следующей за двоеточием.

Источники

  1. Баранов А. Н., Паршин П. Б. Воздействующий потенциал варьирования в сфере метаграфемики // Проблемы эффективности речевой коммуникации: сборник научно-аналитических обзоров. М., 1989.
  2. Валгина Н. С. Орфография и пунктуация. М.: Просвещение, 1979.
  3. Ваулина Т. Л. Экспрессивная функция знаков препинания в организации присоединительных конструкций // Проблемы истории, филологии, культуры. 2009. № 4 (26).
  4. Воронцова Ю. А., Галиева Д. А., Хорошко Е. Ю. Лексико-семантическая организация юридического дискурса // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 15. Вып. 12.
  5. Грищева Е. С. К вопросу о статусе графической окказиональности в современном русском языке // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2012. № 7-2.
  6. Гусак Ю. Н. Функциональная специфика пунктуации в дихотомическом пространстве языка и речи: базовые подходы и принципы // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2012. № 2.
  7. Евтушина Т. А., Ковальская Н. А. Экономический дискурс как объект лингвистического исследования // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. 2014. Вып. 88.
  8. Исаева О. Н., Кривченко И. Б. Функциональные характеристики малоформатных текстов заглавий в образовательном дискурсе (на материале американских учебников по гражданскому правоведению) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12. Вып. 9.
  9. Лингвистический энциклопедический словарь (ЛЭС) / под ред. В. Н. Ярцевой. М.: Советская энциклопедия, 1990.
  10. Милетова Е. В. Графическая маркированность искусствоведческого дискурса: прагматические особенности (на материале английского языка) // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2022. № 3 (34).
  11. Стародубов С. В. Обзор судебного перевода: термины, особенности, прагматика // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова. 2024. Вып. 1 (65).
  12. Шубина Н. Л. Невербальная семиотика печатного текста как область лингвистического знания // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 104.
  13. Шубина Н. Л. Пунктуация современного русского языка. М.: Академия 2006.
  14. Шубина Н. Л., Антошинцева М. А. Вспомогательные семиотические системы в устной и письменной коммуникации. СПб.: ПетроПресс, 2005.

Информация об авторах

Исаева Ольга Николаевна

к. филол. н.

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева

Кривченко Ирина Борисовна

к. филол. н.

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 16 мая 2024.
  • Опубликована: 27 июня 2024.

Ключевые слова

  • экспланаторная функция заголовков
  • заголовки в образовательном дискурсе
  • заголовки, состоящие из двух компонентов
  • англоязычный образовательный дискурс
  • explanatory function of titles
  • titles in educational discourse
  • titles with two components
  • English-language educational discourse

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)