Особенности репрезентации жанровой традиции романа воспитания в русской прозе конца 1920-х годов
Аннотация
В статье анализируются повести «Дневник Кости Рябцева» Н. Огнева и «Школа» А. Гайдара, с одной стороны, продолжающие традицию Bildungsroman в русской прозе, а с другой – предвосхищающие зарождение литературы соцреализма. Цель исследования – выявить особенности воплощения жанровой традиции романа воспитания в них. Научная новизна состоит в том, что впервые анализ фазы соцреалистического протоканона предпринят в контексте проблемы романа становления личности на материале произведений А. Гайдара и Н. Огнева, что позволяет не только расширить научное представление о художественном своеобразии соцреализма и его хронологических границах, но и осмыслить специфику преломления традиции Bildungsroman в них. Полученные результаты показали, во-первых, что жанровая традиция романа воспитания, репрезентованная в этих текстах, воплощает общую универсальную идею соцреалистического романа – воспитание трудящихся в духе социалистического реализма. Во-вторых, маркерами соцреалистического сознания, носителями которого становятся главные герои, являются четко сформированная позиция по отношению к буржуазному классу, обостренное чувство справедливости. В-третьих, герои А. Гайдара и Н. Огнева еще не пришли к исключительной «положительности»: процесс преображения Кости Рябцева и Бориса Горикова идентичен – это путь от стихийности к осознанному послушанию партии. Наконец, в отличие от героев социалистического реализма, траектория развития личности героев А. Гайдара и Н. Огнева – это движение вниз, вплоть до точки, за которой следует символическая смерть.
Источники
- Бахтин М. М. Роман воспитания и его значение в истории реализма // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики: исследования разных лет. М.: Художественная литература, 1975.
- Бахтин М. М. Эпос и роман. СПб.: Азбука, 2000.
- Биберган Е. С., Богданова О. В. Концептуальные стратегии пост(соц)реализма (роман А. Тургенева «Чтобы бог тебя изнутри разорвал на куски!») // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 17. Вып. 2.
- Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977.
- Гюнтер Х. Жизненные фазы соцреалистического канона // Соцреалистический канон / под общ. ред. Х. Гюнтера и Е. Добренко. М.: Академический Проект, 2000.
- Демченкова Э. А. «Подросток» Ф. М. Достоевского как роман воспитания: жанр и поэтика: автореф. дисс. … к. филол. н. Челябинск, 2001.
- Диалектова А. В. Воспитательный роман Х. М. Виланда «История Агатона»: дисс. … к. филол. н. М., 1972.
- Добренко Е. А. Поздний сталинизм. Эстетика политики: в 2-х т. М.: НЛО, 2020. Т. 1.
- Добренко Е. А. Политэкономия соцреализма. М.: НЛО, 2007.
- Добренко Е. А. Формовка советского писателя. Социальные и эстетические истоки советской литературы. СПб.: Академический Проект, 1997.
- Краснощекова Е. А. Роман воспитания. Bildungsroman на русской почве: Карамзин, Пушкин, Гончаров, Толстой, Достоевский. СПб.: Изд-во Пушкинского фонда, 2008.
- Лейдерман Н. Парадоксы «Русского леса» // Вопросы литературы. 2000. № 6.
- Литовская М. А. Социалистический реализм как «образцовый» творческий метод // Филологический класс. 2008. № 1 (19).
- Осьмухина О. Ю., Овсянникова Е. П. «Шут» Ю. Вяземского vs «Шут» А. Эшпая: специфика кинематографической интерпретации образа литературного героя // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 15. Вып. 5.
- Осьмухина О. Ю., Овсянникова Е. П. Черты фигурализма в поэтике романа В. Каверина «Два капитана» // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2023. Т. 24. Вып. 3 (2).
- Пашигорев В. Н. Роман воспитания в немецкой литературе XVIII-XX веков: генезис и эволюция: дисс. … д. филол. н. Ростов н/Д, 2005.
- Синявский А. Что такое социалистический реализм. Париж, 1988.
- Шалагинов Н. В. Русская литература социалистического реализма и проблема ее генезиса: дисс. … к. филол. н. Н. Новгород, 2006.
- Clark K. The Soviet Novel: History as Ritual. Bloomington – Indianapolis: Indiana Univ. Press, 2000.
- Gerhard M. Der deutsche Entwicklungsroman bis zu Goethes «Wilhelm Meister». Halle (Saale): Max Niemeyer Verlag, 1926.
- Gunther H. Education and Conversion: The Road to the New Men in the Totalitarian Bildungsroman // The Culture of the Stalin Period / ed. by H. Gunter. L., 1990.
- Jacobs J. Wilhelm Meister und seine Brüder. Untersuchungen zum deutschen Bildungsroman. München: W. Fink, 1972.
- Jost F. La tradition du Bildungsroman // Comparative Literature. 1969. № 21 (2).
- Kirchner A. Wilhelm von Humboldt – Theorie der Bildung des Menschen. Weinheim – München: GRIN Verlag, 2008.
- Selbmann R. Der deutsche Bildungsroman. Stuttgart: J. B. Metzler, 1984.
Финансирование
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-18-01007, https://rscf.ru/project/23-18-01007/; Русская христианская гуманитарная академия им. Ф. М. Достоевского.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 26 мая 2024.
- Опубликована: 28 июня 2024.
Ключевые слова
- русская проза конца 1920-х годов
- соцреализм
- традиция Bildungsroman в литературе соцреализма
- творчество Аркадия Гайдара
- творчество Николая Огнева
- Russian prose of the late 1920s
- socialist realism
- Bildungsroman tradition in socialist realist literature
- creative work of Arkady Gaidar
- creative work of Nikolai Ognev
Copyright
© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»