• Научная статья
  • 5 июля 2024
  • Открытый доступ

Аксиологическое поле немецкоязычного туристического дискурса

Аннотация

Цель исследования заключается в выявлении ценностных доминант, формирующих аксиологическое поле немецкоязычного туристического дискурса. Научная новизна исследования обусловлена применением лингвоаксиологического подхода к исследованию немецкоязычного туристического дискурса, направленного на обнаружение особенностей построения аксиологического поля указанного дискурса, обусловленных как наличием универсальных и национально-культурных ценностных установок, так и ситуационных, связанных с мотивами и потребностями основных участников туристической коммуникации. В статье, таким образом, представлены особенности репрезентации ценностей, формируемых посредством языковых оценок в дискурсе поставщика туристических услуг и в дискурсе потребителя туристического продукта. В результате исследования было установлено, что аксиологическое поле немецкоязычного туристического дискурса актуализируется не только положительными, но и отрицательными языковыми оценками и сформировано такими ценностными доминантами, как высокий уровень сервиса, комфорт, профессионализм персонала, индивидуальность, красота, экологичность, безопасность и др.

Источники

  1. Авакова М. Л., Будняя О. Н. Реализация категории оценки в англоязычном туристическом интернет-дискурсе // Университетские чтения – 2022: материалы региональной межвузовской научно-практической конференции. Пятигорск: Пятигорский государственный университет, 2022.
  2. Авакова М. Л., Моногарова А. Г., Будняя О. Н. Языковые особенности манипулятивного воздействия в англоязычном туристическом интернет-дискурсе // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки». 2021. № 10-2.
  3. Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. М.: Наука, 1988.
  4. Вдовиченко Д. А. Туристический дискурс как объект научного осмысления // Язык. Образование. Культура: сборник научных трудов по материалам ХIII Всероссийской научно-практической электронной конференции с международным участием, посвященной 85-летию КГМУ. Курск: Курский государственный медицинский университет, 2019.
  5. Вольф Е. М. Функциональная семантика оценки. М.: Едиториал, 2002.
  6. Воробьева А. Ю. Философские основы аксиологической оценки и языковые формы ее экспликации // Казанская наука. 2019. № 7.
  7. Ивин А. А. Основания логики оценок. М.: МГУ, 1970.
  8. Казыдуб Н. Н. Аксиологическая перспективизация как инструмент дискурсивного конструирования // Вестник Красноярского государственного педагогического университета имени В. П. Астафьева. 2020. № 4 (54).
  9. Казыдуб Н. Н. Аксиологические системы в языке и речи // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. 2009. № 2 (6).
  10. Карасик В. И. Культурные доминанты в языке // Языковая личность: культурные концепты: сборник научных трудов. Волгоград – Архангельск: Перемена, 1996.
  11. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002.
  12. Кубрякова Е. С. Язык и знание: на пути получения знаний о языке: части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. М.: Языки славянской культуры, 2004.
  13. Липириди С. Х. Аксиологическое поле туристического дискурса (на материале английских неологизмов) // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 2 (145).
  14. Лузина Л. Г. О когнитивно-дискурсивной парадигме лингвистического знания // Парадигмы научного знания в современной лингвистике: сборник научных трудов. М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2008.
  15. Новикова Э. Ю. Кросскультурное измерение аксиологии международного туристического дискурса // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2018. № 13.
  16. Павлов С. Г. Лингвоаксиологическая модель человека: научно-методический аспект // Вестник Мининского университета. 2013. № 3.
  17. Плотникова С. Н. Когнитивно-дискурсивная деятельность: наблюдение и конструирование // Studia Linguistica Cognitiva. Вып. 1. Язык и познание: методологические проблемы и перспективы. М.: Гнозис, 2006.
  18. Примак С. С. Актуализация персуазивности в немецкоязычном и русскоязычном туристическом рекламном тексте // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 6 (103).
  19. Старостина Ю. С. К вопросу о категориальном аппарате лингвоаксиологического исследования дискурса // Русский лингвистический бюллетень. 2021. № 2 (26).
  20. Филатова Н. В. Туристический дискурс в ряду смежных дискурсов: гибридизация или полифония? // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Лингвистика». 2012. № 3.

Информация об авторах

Примак Светлана Сергеевна

к. филол. н.

Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 1 июня 2024.
  • Опубликована: 5 июля 2024.

Ключевые слова

  • аксиологическое поле туристического дискурса
  • немецкоязычный туристический дискурс
  • репрезентация ценностей
  • языковая оценка
  • ценностные доминанты
  • the axiological field of tourist discourse
  • German-language tourist discourse
  • representation of values
  • linguistic assessment
  • value dominants

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)